Posted 27 августа 2020,, 07:05

Published 27 августа 2020,, 07:05

Modified 1 февраля, 02:21

Updated 1 февраля, 02:21

Андрей Никулин. Отсидеться «в домике» не получится

27 августа 2020, 07:05

Касательно ответа на вопрос, зачем властям отравление Навального. Попробуйте представить закрытое совещание в верхах с просмотром многосоттысячных демонстраций в Белоруссии, выводящих под 10% взрослого населения, которые буксуют только из-за отсутствия решительных лидеров и харизматиков. И вот кто-то там произносит: «А вот если бы у них был свой Навальный». И легкая оторопь с переносом происходящего у соседей на себя и возможное близкое будущее.

Касательно происходящего сейчас с Навальным. Единственной и вменяемой, и человеческой позицией для всех, включая и его критиков, сейчас является пожелание скорейшего выздоровления и требование немедленного и открытого расследования. Неважно, кто вы — правый, левый или лютый имперец, — ситуация, когда в ответ на слово следуют пуля или яд, касается нас всех. Это именно та грань, перейдя которую мы окажемся не в уютном и относительно мягком авторитаризме, а в его жестком латиноамериканском варианте или, что далеко ходить, в нашем недавнем прошлом. И достанется на орехи всем, в том числе и тем, кто думает, что оказался «в домике» из-за своей на данный момент лояльной к линии партии позиции.

Касательно общей оценки ситуации. К сожалению, приходится вспомнить свои тексты двух-трехлетней давности, когда я указывал, что строительство вертикально-вождистской структуры в оппозиции и стремление запихнуть туда практически всех опасно тем, что, исходя из многочисленных исторических примеров, она имеет высокую уязвимость. Достаточно лидера купить, кооптировав в элиту, изолировать путем ареста или вывести из строя физически — и все наработки и аппарат оказываются парализованными. Организация просто не умеет существовать без своего главного и центрального звена. Что мы, к сожалению, наблюдаем сейчас. Ситуация эта, конечно, исправляема — было бы желание. Другой вопрос, что думать о рисках надо было сильно раньше…

Андрей Никулин, преподаватель философии