Posted 2 сентября 2020,, 16:36

Published 2 сентября 2020,, 16:36

Modified 30 марта, 13:27

Updated 30 марта, 13:27

Алексей Макаркин. Российское общество расколется на три группы

2 сентября 2020, 16:36

Российское общество по отношению к сообщению немецких экспертов об отравлении Алексея Навального расколется на три группы — как это было и в случае с российским присутствием на Донбассе.

Первая группа — «твердые лоялисты». Преданная аудитория центральных телеканалов, полностью доверяющая государству. Изменение картины мира для нее было бы катастрофой. Эта группа искренне примет любую официальную версию. Сейчас она исходит из того, что вся история с Навальным — это очередная провокация против России. Омским врачам они доверяют, немецким — нет.

Вторая группа — «мягкие лоялисты». Они считают, что всю правду мы не узнаем, да и особого желания докопаться до правды у них нет (стандартные рассуждения — «в нашем мире безгрешных нет», «мы люди маленькие, в большую политику не лезем», «все врут — и наши, и чужие»). А раз так, то надо исходить из наиболее «патриотической» версии, которая соответствует государственным интересам. Таким образом они, по сути, приходят к той же позиции, что и первая группа, но без ее твердой уверенности в правильности выбранной версии. Ни омским, ни немецким врачам они не слишком доверяют, но омские для них «наши», а немецкие — «чужие».

Третья группа — «критично настроенные». Для них государство изначально было главным подозреваемым, а сейчас они получили мощный аргумент в обосновании своей позиции. Немецким врачам они доверяют, омским — нет. Расхождения внутри этой группы могут быть только в определении конкретных виновников. Как результат — возможные протестные акции. Весной-летом оппозиция фактически свернула уличную активность, не только не желая сталкиваться с властью (уличные протесты запрещены из-за пандемии), но и мотивируя свою позицию реальными рисками заражения. В том числе и поэтому она не выработала единой позиции по поводу голосования по конституционным поправкам — участвовать (и подвергаться угрозе заражения) или бойкотировать. Протесты в Хабаровске и Беларуси не только имеют сильный демонстрационный эффект, но и маргинализировали для оппозиции «медицинский» аргумент.