Posted 21 сентября 2020,, 16:00

Published 21 сентября 2020,, 16:00

Modified 1 февраля, 02:33

Updated 1 февраля, 02:33

Дмитрий Ребриков. Почему не надо было кредитовать Белоруссию

21 сентября 2020, 16:00

20 сентября в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1» министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов представил экономическое обоснование целесообразности предоставления кредита Республики Беларусь. По мнению главы ведомства, кредит в размере $1,5 млрд, направленный на поддержание экономики Белоруссии, выгоден и для Российской Федерации, так как позволяет обеспечить расчеты перед российскими поставщиками и не допустить задержек по оплате имеющихся долгов. В частности, на сегодняшний день Белоруссия имеет перед «Газпромом» долг, размер которого чуть меньше $330 млн. По словам Силуанова, данный кредит позволит кредитуемой стороне погасить этот долг.

Если отбросить сложные макроэкономические категории и ситуацию рассмотреть в микроэкономической плоскости, то отсутствие логики в заявлениях финансового блока Правительства Российской Федерации можно увидеть невооруженным глазом. Представьте, что сосед задолжал вам крупную сумму денег и в настоящий момент не имеет средств погасить долг. Что вы будете делать, чтобы вернуть свои средства? Прежде всего, вы можете предоставить ему дополнительное время для погашения долга, за которое он мог бы перезанять деньги у другого соседа. Также вы можете договориться с ним о реструктуризации долга и взыскать его не в денежной форме, а, к примеру, в виде овощей с его огорода. В этой ситуации может быть множество вариантов возвращения ваших средств… Но, явно, вы ему не будете снова занимать деньги, чтобы из них он погасил долг перед вами же.

Данная экономическая стратегия имеет смысл только в том случае, если в перспективе прогнозируется рост экономики страны-должника. Учитывая, что на сегодняшний день экономика Республики Беларусь находится в состоянии рецессии и никакого благоприятного будущего у нее не предвидится, предоставление кредита для погашения долгов перед самим собой явно не является целесообразным.

Важно понимать, что для выхода народного хозяйства Белоруссии из предкризисного состояния необходимо проводить рыночные экономические реформы: необходимо проведение приватизации, создание благоприятного инвестиционного климата и пр. Но что мы в реальности наблюдаем? Перспективный IT-сектор, который до известных событий был гордостью республики и серьезным потенциалом для построения цифровой экономической системы, практически разгромлен. Многие предприятия закрываются, кто-то переезжает в страны Прибалтики, а для тех, кто остается дома, создаются условия, в которых невозможно нормально работать. Поэтому очевидно, что никакой экономической целесообразности в предоставлении кредита руководству Белоруссии нет, так как никаких реформ в стране в ближайшей перспективе не предвидится, а иных ресурсов для роста нет.

К сожалению, снова при принятии решения политика взяла вверх над экономикой. В свое время великий российский историк В.О. Ключевский написал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Увы, но советская история ничему не научила лиц, принимающих решения в России. Поэтому, видимо, снова всем нам придется стоять в углу за несделанное домашнее задание.