Posted 15 октября 2020,, 16:37

Published 15 октября 2020,, 16:37

Modified 30 марта, 13:10

Updated 30 марта, 13:10

Михаил Макогон. Знакомство с Навальным

15 октября 2020, 16:37

В связи с тем, что Навальный попал в телевизор — снова можно поговорить о «выгоде».

Любой политтехнолог, любой человек работавший на серьезных позициях в больших избирательных кампаниях, знает об «этапе знакомства».

Это когда не нужно еще говорить о программе, взглядах и предложениях, это когда задача произнести фамилию кандидата как можно больше раз, в любом совершенно контексте. Заказать сто билбордов и написать там: Иванов Иван Иванович, можно без пояснений.

Это нужно просто для того, чтобы когда вы начнете говорить о взглядах, программе и предложениях — у избирателя не возник вопрос: а кто это вообще такой? Чтобы вот эти звуки и буквы воспринимались нативно.

Долгие годы информационная стратегия работала на то, чтобы такого этапа не допустить: не было в стране никакого Алексея Навального, был «этот гражданин», «оппозиционный блогер», «тот, кого вы упомянули». Навальный был буквально тем-кого-нельзя-называть.

И насколько бы смешно и безумно, особенно в устах президента, это ни звучало, но своя политтехнологическая логика в этом была. Владимир Путин слишком хорошо знает, как телевидение способно за 3 месяца из никому и ничем неизвестного серого аппаратчика — сделать отца нации с победой в первом туре, играть с этим он не хочет.

Сегодня мы видим нечто прямо противоположное: если на сайте Первого вбить «Навальный», то результат будет таким:

2013 год: 37 упоминаний («Кировлес» и мэрские выборы).
2014 год: 0 упоминаний.
2015 год: 0 упоминаний.
2016 год: 0 упоминаний.
2017 год: 1 упоминание (пресс-конференция Путина).
2018 год: 0 упоминаний.
2019 год: 4 упоминания (все четыре — «Человек и закон»).
2020 год: 89 упоминаний, из них только в октябре уже 11, а только за сегодня — уже 2.

За неделю его упомянули 8 раз, т. е., больше, чем в сумме за все время с 2014-го по 2019-й. Кому это выгодно? Кому нужно помножить на ноль все умолчания и познакомить Навального с той частью аудитории, для которой телевизор — единственный источник информации

Об этом мы уже говорили: «выгода» — лженаучное манипулятивное понятие, она предполагает существование какой-то абсолютной ценности и вполне определенных универсальных действий для ее достижения.

Нет никакой выгоды, есть просто решения, которые люди принимают в момент времени, совсем не обязательно согласуясь с прошлыми и будущими. Потом они имеют дело с последствиями, не всегда последствиями ожидаемыми и принимают еще какие-то решения: на каждом шагу цепочка решений вполне может вредить автору и все далее относить его от некой цели, которую планировалось достичь в начале (хорошо, если автор хотя бы помнит, какую цель он планировал в начале-то достичь). В мире, где люди принимают рациональные решения, исходя из объективных данных — в первую очередь, не существует казино и лотерей.

Михаил Макогон, публицист