Posted 21 октября 2020,, 14:15

Published 21 октября 2020,, 14:15

Modified 1 февраля, 02:49

Updated 1 февраля, 02:49

Алексей Макаркин. Вакцина не будет панацеей

21 октября 2020, 14:15

Пока российское общество ждет вакцину, все больше свидетельств того, что она не будет панацеей, и есть значительные группы населения, у которых будут проблемы с выработкой антител после ее введения. Пока что идет третья фаза испытаний, о ее результатах говорить еще рано, но директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург уже называет тех, кому не стоит быть слишком оптимистичными.

Во-первых, это люди старшего возраста. ТАСС цитирует слова Гинцбурга о том, что проблемы могут быть у людей 70+. «Интерфакс» — что 80+. Понятно, что это большая разница, но, в любом случае — одна из основных групп риска. С высокой степенью политической лояльности (это проявляется в электоральном поведении) и доверия телевизору, ждущая вакцину, о надежности которой они много слышали.

Во-вторых, злоупотребляющие алкоголем (Гинцбург даже назвал примерный привычный рацион такого человека — полстакана водки). В последние годы число сильно пьющих россиян уменьшилось — в 2017 году, по данным Минздрава, зарегистрированных алкоголиков было меньше процента. Но в реальности эта цифра выше — в 2018 году за медицинской помощью в связи со злоупотреблением алкоголем обратились более 2 млн человек — 1,4% населения. А главный нарколог Минздрава Евгений Брюн вообще считает, что 30% россиян являются «тихими алкоголиками», злоупотребляющими спиртным, но не посещающими врачей.

В-третьих, могут быть проблемы у людей, находящихся в постоянном стрессе. Это массовая проблема в период пандемии, когда уверенность в завтрашнем дне резко падает. А к психологу многие россияне обращаться не хотят — в обществе смешивают психологов и психиатров, и еще с советских времен боятся прослыть «психом».

В-четвертых, уязвимыми могут оказаться люди, принимающие противовоспалительные препараты — как правило, это онкологические больные. Тоже группа риска.

Добавим к словам Гинцбурга мнение американских специалистов — о том, что вакцина может быть менее эффективна для людей с ожирением. Таковых в России около 20% (по данным Росстата; официально же диагноз по состоянию на 2018 год был поставлен 1,4% — полные люди, как правило, либо стесняются идти к врачу, либо не считают свое состояние болезнью). Было бы неправильно говорить, что для всех них вакцина будет неэффективна — но обращает на себя внимание, что, по некоторым оценкам, 2-4% взрослого населения страдают тяжелой формой ожирения (индекс массы тела более 40). Они с высокой вероятностью могут оказаться под ударом. И это тоже группа риска.

Таким образом сейчас есть смысл несколько снизить завышенные ожидания. Вакцинироваться надо, но здраво понимая, что это не чудо.