Posted 23 октября 2020,, 10:31

Published 23 октября 2020,, 10:31

Modified 1 февраля, 02:51

Updated 1 февраля, 02:51

Петр Шкуматов. Чем заканчивается госрегулирование цен, мы уже знаем по позднему СССР

23 октября 2020, 10:31

Дискурс вокруг закона о такси, похоже, завел всех в странные дебри. Уже на полном серьезе обсуждается идея государственного регулирования цен на поездки в легковом такси. Я не шучу. При этом понятно, что лежит в основе этих мыслей, попытка выровнять экономический баланс, напомню, что в эконом-классе сейчас цена поездки ниже себестоимости на 30%, что заставляет водителей работать не 8 часов, а минимум 12 с вытекающими последствиями для безопасности.

Конечно, выравнивать баланс нужно не так. Розничные тарифы должны устанавливаться перевозчиком. Если перевозчиком является агрегатор, то тариф должен назначать он. Если перевозчиком является таксист (вы лично договариваетесь), то тариф на поездку назначает он. Ну и так далее. При этом материальную ответственность перед пассажиром несет перевозчик (агрегатор), а в случае самозанятых подработчиков исключительно агрегатор.

Для того, чтобы экономика была предсказуемой, агрегатор должен выкупать рабочее время у таксистов и подработчиков. Т.е., отработал 5 часов по заказам — получи 2500 рублей и не забудь заплатить налог на самозанятых. Вне зависимости от спроса, кэфов, наличия или отсутствия пассажиров. Более того, агрегаторы уже проводили такие эксперименты по гарантированному заработку водителей и они были успешны. Но почему-то эти эксперименты были свернуты.

Именно этот переход на такие отношения между водителями и агрегаторами является ключом к увеличению безопасности поездок и рано или поздно он станет основным. И именно правовые и экономические отношения между водителями и агрегаторами должны являться объектом регулирования, а не розничные тарифы. Чем заканчивается госрегулирование цен, мы уже знаем по позднему СССР (спойлер — дефицитом).

Петр Шкуматов, общественный деятель