Posted 29 октября 2020,, 13:48

Published 29 октября 2020,, 13:48

Modified 1 февраля, 02:55

Updated 1 февраля, 02:55

Константин Сонин. Что нужно белорусской экономике

29 октября 2020, 13:48

1) Чем быстрее уйдет Лукашенко и чем спокойнее будет транзит власти и новые выборы, тем быстрее начнется восстановление после спада, вызванного деятельностью Лукашенко в августе–сентябре 2020. Беларусь — маленькая страна, но экономические потери трех месяцев уже очень велики — тысячи специалистов ИТ-сектора и десятки фирм покинули страну. Это отрасль, которая давала в последние годы 50% всего экономического роста в Беларуси. Сейчас разгром ИТ-сектора — крупнейшая текущая проблема, которая не прекратится до ухода Лукашенко.

2) На крупных заводах идет, фактически, ползучая забастовка. Хотя производство не остановлено полностью, выпуск меньше — люди, которых заставляют работать из-под палки, не способны работать в полноценном режиме. Это не такая уж большая потеря для ВВП, потому что многие крупные предприятия убыточные — угроза здесь в потере реальных доходов работников. Это основная причина, почему новому правительству нужно будет сразу же думать о социальных гарантиях. Не потому, что это политически популярно (хотя это популярно), а потому что любая масштабная реструктуризация будет ударом по совокупному спросу. Деньги, которые Лукашенко тратит на силовиков и пропаганду — источник средств для социальных гарантий.

3) При проведении приватизации необходимо учитывать (печальный) российский опыт. Приватизацию хорошо может провести только сильное правительство (в том числе обладающее сильной полицией). Если Лукашенко продержится еще, не дай Бог, долго, он оставит страну не только в глубоком экономическом кризисе, но и с совершенно разрушенными госструктурами. В таком случае приватизация не должна быть срочной.

4) Беларуси необходимы не просто хорошие отношения с Россией, они должны быть полноценно институционализированы. Лукашенко использовал их для укрепления собственной власти, а они должны работать на пользу белорусской экономики. Больше прозрачности и долгосрочности в договоренностях с Кремлем, связей с крупными и средними инвесторами.