Posted 29 октября 2020,, 15:16

Published 29 октября 2020,, 15:16

Modified 1 февраля, 02:55

Updated 1 февраля, 02:55

Лев Рубинштейн. Просроченные сенсации

29 октября 2020, 15:16

«Лукашенко заявил об иностранном финансировании бастующих рабочих».

Это я вычитал с утра пораньше среди прочих новостных заголовков Яндекса. Это такая, чтобы вы знали, новая новость. Новее не придумаешь. Сенсация практически. Хотя и безнадежно просроченная.

Такого рода вечные, давно перешедшие в хроническую стадию сенсации и этот совхозный ньюсмейкер, и прочие подобные ему существа Юрского периода, по историческому недоразумению задержавшиеся на поверхности нынешней политической жизни, повторяют из года в год, из месяца в месяц и из недели в неделю уже бог знает сколько времени и, не сомневайтесь, будут это повторять на одной ноте еще столько времени, сколько их будут терпеть граждане их стран.

Известно, что любое высказывание направлено в сторону адресата — конкретного или воображаемого. Не думаю, что подобные откровения про «иностранное финансирование» — для нас с вами, то есть для людей современного мира, для людей, которые, услышав в очередной раз про «иностранное финансирование», лишь пожмут плечами и коротко спросят: «И?»

Понятно, что адресат такого высказывания — архаический человек, мыслящий в дремучих, но, увы, необычайно живучих логических оппозициях типа «свои — чужие». В соответствии с этой не слишком сложной, а потому и очень устойчивой этической системой «свой» имеет полное право тебя ударить дубиной и отнять твои деньги, а «чужой» не имеет права тебе даже посочувствовать, не говоря уже о том, чтобы чем-нибудь тебе помочь.

Объяснить такому человеку, что «иностранное финансирование» (в данном случае совершенно неважно, реальное или мнимое) мирно протестующих как минимум ничем не хуже, чем «местное» финансирование тех, кто избивает людей дубинами, стреляет в них резиновыми (пока) пулями, волочит их по земле, поливает их красящей водой, врывается в их частные дома…

Для такого человека ничего страшнее, чем слово «иностранное», даже и вообразить себе невозможно.

«Иностранное финансирование» — это, конечно, опасно. Опасней некуда. А вот эти, которые пугают людей «иностранным финансированием», вместе со своей сворой свирепых приматов, которых они нежно называют «силовиками», совершенно безопасны, не правда ли? Разумеется, они совершенно безопасны и, более того, нежны, как утренние фиалки. Их-то финансирование, слава богу, не иностранное же!

Это только мы с вами, граждане, живущие в 21-м веке, изумляемся такой экзотической логике. А эта логика, между тем, крепка, как дубовый пень посреди проселочной дороги.

До каких все-таки пор эти допотопные батьки разных отстающих колхозов и совхозов могут неустанно, зловеще, на манер опереточных злодеев шевеля усами и выпучивая глаза, чревовещать про каких-то врагов, «бряцающих» у границ, про нанятых и «проплаченных», про «наши интересы» и «нашу суверенность»?

Ведь уже выросла пара-тройка поколений совсем новых, современных, европейских мужчин и женщин, которые, независимо от географии своего физического местонахождения, давно уже живут в едином глобальном современном мире, где нет на самом деле никаких границ, поэтому и бряцать там некому и незачем, что люди делятся не на «наших» и «чужих», а на приличных, умных и интересных и на тупых, злобных и дремучих, что деньги делятся не на «наши» и «иностранные», а лишь на честно заработанные и ворованные.

Сколько, интересно, можно пытаться пугать нормальных людей тем, что «если не будешь слушать умного батьку, который тебе только добра желает, то придет серенький иностранный волчок и схватит за бочок», тем, что кому-то на самом деле не терпится развалить «суверенную», наспех присыпанную хлоркой навозную кучу, которую они зачем-то называют государством?

Лев Рубинштейн, публицист