Posted 4 декабря 2020,, 13:25

Published 4 декабря 2020,, 13:25

Modified 1 февраля, 03:18

Updated 1 февраля, 03:18

Максим Кононенко. Что мы читаем?

4 декабря 2020, 13:25

Мы привыкли считать себя самой читающей страной в мире. Но вот что именно мы читаем? На этот счет бывают разные мнения. Рейтинги продаж крупных книжных магазинов обычно довольно адекватны текущему состоянию книжного рынка. Но ведь у крупных книжных магазинов довольно узкая аудитория — люди все больше и больше покупают книги в интернете. Как электронные, так и бумажные.

И вот крупнейший интернет-ритейлер нашей страны опубликовал рейтинг продаж книг за последние, внимание, 10 лет. И рейтинг этот удивителен совершенно.

На первом месте в нем книга популярного русского психолога о том, как полюбить жизнь. На втором месте — книга популярного американского мотиватора о навыках высокоэффективных людей. На третьем — книга опять же русского психолога о привязанностях детей. Из десяти первых мест только одно — нет, вы слышите — только одно художественное произведение! Причем это не известный каждому мейнстримовый автор. А древний американский либертарианский роман, тоже больше напоминающий агитацию, нежели литературу. Все остальное — это книги о том, как стать успешным или хотя бы как сделать успешными своих детей, раз уж у самого не выходит.

Это, конечно, удивительный феномен. Я размышлял над ним какое-то время, и вот что мне показалось. Покупка только что вышедшего романа любимого писателя — это осознанный, подготовленный шаг. Как поход в кино на блокбастер. Поэтому за новым романом люди идут в книжный магазин. Это — событие. Быть в первых рядах, первым опубликовать фотографию в Instagram, первым прочитать и написать рецензию на Facebook.

А покупка мотивационных сборников — это решение сиюминутное. Увидел где-то название и подумал: вот прочитаю — и все сразу изменится. И тут же в интернете купил. А так чтобы специально за такой книгой идти в магазин — это все равно, что в кинотеатр идти ролики с YouTube смотреть. Да и стыдно, мне кажется, нормальному человеку сознаваться в чтении подобных вещей. Это как признаться в том, что ты неудачник.

Указанные составителями рейтинга тиражи, кстати, эту гипотезу подтверждают. Самая покупаемая книга за десять лет продалась тиражом в сто тысяч экземпляров. Для российских реалий тираж выглядит вроде серьезным — но это, повторюсь, за десять лет. Типичное соскребание по сусекам. Книга, которой давно уже нет на полках книжных магазинов, остается только в онлайн.

О чем нам все это говорит? Да ни о чем. В том смысле, что не стоит воспринимать этот рейтинг так, как восприняли его многие чувствительные наблюдатели — как будто Россия больше не самая читающая страна в мире и перестала ценить хорошее художественное слово.

Не перестала.

Просто ценит она это слово совсем в другом месте.