Posted 10 декабря 2020,, 10:54

Published 10 декабря 2020,, 10:54

Modified 30 марта, 12:47

Updated 30 марта, 12:47

Иван Курилла. Новый фундаментализм завоюет миллиарды адептов

10 декабря 2020, 10:54

Поколение, родившееся в последней трети девятнадцатого века (условно — ровесники Ленина), за время своей активной жизни стали свидетелями и первыми пользователями целого потока инженерных чудес: электрическое освещение, телефон, трамвай, небоскреб, автомобиль, самолет и многое еще было изобретено и стало «обычным» за время их жизни. То есть начинали они жить в мире, вполне узнаваемом «из Средневековья», где освещали жизнь открытым огнем, а путешествовали на лошадях (ну ладно, железные дороги и пароходы уже были), — а в пожилом возрасте могли (если жили, например, в США) купить домой холодильник, радио и стиральную машинку.

Неудивительно, что в этом поколении стал чрезвычайно популярен социализм в его разных формах, — от научного до «бытового»: многим казалось, что если человек научился летать по воздуху, то он легко может и перестроить общество, сделав его более справедливым.

Однако во второй половине жизни вдруг оказалось, что технические чудеса сделали войну тотальной и более смертоносной, чем когда-либо, — мир провалился в кошмар первой мировой («Великой войны»). А светлое будущее социализма превратилось в тоталитарные и тоже смертоносные эксперименты в России и (в форме «национал-социализма») Германии.

Поколение, родившееся сто лет спустя, стало свидетелем появления и первым пользователем интернета и мобильной связи; оно же впервые в таких масштабах усвоило релятивизм и конструктивизм (многие — даже не зная значения этих слов) применительно к общественным установлениям. В каком-то смысле их торжество стало реакцией на господство эссенциалистских идеологий в предыдущее столетие. Казалось, оно обеспечит дальнейшее продвижение человечества к индивидуальной свободе.

Во второй половине жизни это поколение («мы») видим, как интернет и вездесущая связь способствуют появлению «цифрового концлагеря» и сужению пространств свободы, а конструктивизм взят на вооружение государственными пропагандистами, размывающими саму ценность этой свободы. («Пост-правда» и «полезные мифы» — наиболее очевидные примеры).

(Дальше — совсем странно).

Невозможно предсказать, какие идеи придут на смену, чем будут зачитываться наши внуки. Уже сейчас многие пишут о «новом Средневековье» и отказе от сциентизма. Я бы предположил (через «отрицание отрицания»), что новым запросом будет что-то, на что можно опереться, — и даже не исключаю, что новое слово придет откуда-нибудь из религиозных учений, — новое «Великое пробуждение» или новый фундаментализм завоюет миллиарды адептов. Но, как Ленин не прочел Фуко, так и нам не дано будет вознести эту молитву.

Иван Курилла, историк