Posted 21 декабря 2020,, 14:45

Published 21 декабря 2020,, 14:45

Modified 30 марта, 12:42

Updated 30 марта, 12:42

Александр Баунов. Когда идейные руководят неприкаянными

21 декабря 2020, 14:45

И еще раз. Спецслужбы не элита, не элита спецслужбы в том смысле, в каком ее понимают многие — сливки общества, лучшее из хороших, изюм в булке, соль земли. Этот момент закончился вместе с советской властью. Даже при царской спецслужбы привлекали менее квалифицированные, брезгливые и амбициозные кадры, чем, например, армия. Да и после революции тоже.

Пик силы и славы спецслужб — холодная война, когда грязной работы уже не так много, и самого не пустят в расход, зато напротив тебя — уважаемый высокотехнологичный внешний противник, и поэтому доступ у кого к загранице, у кого к заграничным вещам — рок-пластинке, журналу «Америка», иностранной куртке с капюшоном, игре «Монополия», набору хороших дефицитных продуктов, вроде тех, которые сейчас лежат в «Пятерочке», со временем — служебной квартире, и главное, знанию, как оно все на самом деле, а не что в газетах пишут. Из всего этого сейчас осталась одна только служебная квартира, и то не всегда хорошая: народу много, хороших на всех не хватит.

Это все еще привлекательная для мужчин работа, привлекательнее, чем охранником в супермаркете. Больше того, там есть совершенно необходимые и прекрасные специалисты по разведке и контрразведке, хакингу и контр-взлому, противодействию терроризму и организованной преступности. Но даже для кандидатов на эти посты в капиталистической и открытой стране есть множество более привлекательных конкурирующих предложений, не говоря о постах поплоше. В современной России, какая она есть, не так много бонусов, которые спецслужбы могут предложить образованному, способному, здоровому мужчине. То что было тайной, запретным плодом, дефицитом, изюмом в булке, теперь доступно всем — от знания до вещей и заграницы. По части заграницы работники спецслужб сейчас не привилегированны, а наоборот поражены в правах по сравнению с остальными гражданами. И квартиры дают другие ведомства, а еще они, в отличие от тех времен, продаются и арендуются. Именно поэтому многие из тамошних сотрудников жалеют о временах, когда на площади стоял Дзержинский, жалеют и хотят вернуть.

И то не все. Сервелат проще купить в супермаркете возле дома, чем ждать ежемесячного продуктового заказа. И во Вьетнам приятнее съездить в отпуск, чем со спецзаданием. Так что остаются или идейные (и в хорошем смысле слова, и в плохом), или неприкаянные, или машинально, по инерции. Когда идейные руководят неприкаянными, еще не то может выйти.