Posted 23 декабря 2020,, 12:37

Published 23 декабря 2020,, 12:37

Modified 1 февраля, 03:32

Updated 1 февраля, 03:32

Илья Гращенков. Борьба идет почти во всех структурах российской власти

23 декабря 2020, 12:37

Главная опасность для власти — это междоусобные войны. Как известно, внутривидовая борьба — самая ожесточенная, и если до 2012 года существовал коллективный бюрократический консенсус вокруг президента, то сегодня он стремительно распадается. Еще десять лет назад проблема была противоположной: консенсус был всеобщим, кроме небольшого числа оппозиционеров, а изображать его было некому — тот самый «глубинный народ» не имел своих спикеров. Сегодня консенсуса нет, а медиа пытаются склеить противоположную картинку.

Идет борьба между «башнями» — к примеру, чересчур усилившиеся Ковальчуки консолидируют вокруг себя разные ситуативные союзы, но и против них также консолидируются те, кто опасается, что трансфер власти пройдет исключительно по их сценарию.

«Силовики» тоже перестали быть однородной структурой: кто-то хочет максимально сепарироваться от конкурентов (по модели создания СК), а кто-то наоборот мечтает о воссоздании МГБ. Старых генералов подпирает молодое голодное племя, которое сегодня на вторых-третьих ролях, делает всю работу, но сидит на «сухом пайке». Вообще, появление на сцене группы молодых преторианцев, т. н. «новоозерных», выходцев из ФСО, говорит о росте недоверия к силовому аппарату со стороны Кремля.

Борьба идет почти во всех структурах, внутри департаментов, управлений и даже отделов. За влияние, бюджеты и выживание в постоянно меняющейся системе координат. Путин пока выступает в роли арбитра, но, похоже, к нему прислушиваются все меньше и меньше. По крайней мере, многие действуют исходя из того, что президент о чем-то просто не узнает.

Возможно, усиление Госсовета — это была попытка создать площадку нового межэлитного консенсуса. Но похоже, что от этой идеи отказались. Действие, которое у нас принято называть «трансфером», — это попытка власти мобилизовать себя, остановив процедуру распада. Власть заблудилась и не очень понимает, что делать, просто жмет на кнопку save, по привычке продлевая имитацию «путинского консенсуса». В качестве выдвинутых на передний план игроков мы видим агрессивных карьеристов-технократов, считающих себя причастными к власти, а на самом деле причастных к ее бюджетам, но не имеющих никакого содержания или позиции. В итоге вся страна занята глупостями, вроде обсуждения трусов Навального и делами в Вашингтоне.

Илья Гращенков, политолог