Posted 24 декабря 2020,, 07:42

Published 24 декабря 2020,, 07:42

Modified 1 февраля, 03:33

Updated 1 февраля, 03:33

Яков Миркин. Вопрос к юристам по закону о клевете

24 декабря 2020, 07:42

Интеллигентно выражаясь. Буду выражаться интеллигентно. Только что принятый проект «закона о клевете» ввел понятие клеветы «в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных». Как мне сказал знакомый юрист, «несколько лиц» — это 1+, хоть тысяча, хоть миллион. Все, что больше единицы.

Поэтому когда кто-то напишет в Сети, что «виновато правительство», то правительство — это как раз «несколько лиц, индивидуально не определенных». Или «наши власти… тра-та-та» — это как раз «несколько лиц, индивидуально не определенных».

Дорогие коллеги, юристы! Это так или не так? Может быть, это преувеличение или искусственное толкование? Или есть какие-либо юридические практики и толкования, трактующие, что такое «несколько лиц»? И еще. «Клевета на нескольких лиц, индивидуально не определенных». В международной практике что-то подобное существует? Говоря интеллигентным языком.

Яков Миркин, экономист

Oleg Konovalov: «Юристы, интеллигентно выражаясь, обескуражены…»

Вадим Цыганаш: «Высказываюсь как бывший судья. Как только материал придет в суд, судья прочтет его именно так — 1+. По формальным признакам, без всяких колебаний и сомнений».

Володимир Темченко: «Если не определено лицо, чье право нарушено — честь и достоинство, — то и нет правонарушения. А коль в законе „лица не определены“, то закроем рот каждому. Видимо, власть пытается предупредить нарастающую бурю протеста против нарастающей бедности, мафио-олигархии и ищет „законодательные средства“ произвола в отношении свободы слова».

Федор Петров: «Интеллигентно выражаясь, я бы отметил один момент. Поскольку по тексту везде стоит строгая дизъюнкция (либо, либо, либо), то это также дает возможность привлекать к уголовной ответственности (до 2 лет лишения свободы) за клевету в отношении нескольких или неопределенного количества лиц, высказанную в частной беседе. Осталось только начать стучать с кухонь».

Алексеи Захаров: «Скоро примут закон, который „запрещает вообще все“ (что бы такая формулировка ни значила с юридической точки зрения — это никого волновать не будет). По крайней мере это все меньше становится похоже на иронию».