Posted 24 декабря 2020,, 15:42

Published 24 декабря 2020,, 15:42

Modified 1 февраля, 03:33

Updated 1 февраля, 03:33

Игорь Грецкий. Язык отчаяния и горечи

24 декабря 2020, 15:42

В 2015 году Виталий Манский выпустил свою картину про КНДР «В лучах солнца» — фильм про то, как тоталитаризм вынимает из людей душу, обезличивает их. В широкий прокат российские власти ее не пустили, хотя ничего экстремистского в ней не было. Разумеется, этот политический реверанс в сторону северокорейского диктатора был прямым проявлением цензуры.

Для самого режиссера это стало неожиданностью, однако тогда он высказывался достаточно осторожно. Он говорил, что для России его картина более актуальна, так как в стране происходят «определенные процессы», которые возвращают нас в СССР. При этом он сказал, что «Россия никогда не станет Северной Кореей».

И вот 2020 год. Россия — пока не Северная Корея, но по части усиления государственных репрессий сделала несколько уверенных шагов вперед. Манский фотографируется с трусами на фоне здания ФСБ, и его задерживают. Его риторика уже более прямолинейна. Он признает, что кремлевская пропаганда вот уже 20 лет очень эффективно промывает мозги и уничтожает внутреннюю свободу человека. Что «все это работает». Это уже совсем другой лексикон — без эвфемизмов, без попыток сгладить острые углы.

Это язык отчаяния и горечи. Горечи от того, что все всё понимают — и про отравление Навального, и про сбитый над Украиной «Боинг», и про Скрипалей, и про допинг в российском спорте, и про источники богатства людей из путинского окружения, и про пенсионный возраст, и про реальный уровень заражения COVID-ом — но почему-то по-рабски молчат в тряпочку. И лишь единицы способны продемонстрировать самоуважение и чувство достоинства.

Но еще совсем недавно так было и в Беларуси…

Игорь Грецкий, политолог