Posted 26 декабря 2020,, 08:59

Published 26 декабря 2020,, 08:59

Modified 1 февраля, 03:34

Updated 1 февраля, 03:34

Андрей Нечаев. Зеркало фобий российского руководства

26 декабря 2020, 08:59

Госдума в четверг провела последнее заседание осенней сессии. Под конец года нижняя палата увлеклась ужесточением законодательства в разных сферах: от регулирования митингов и деятельности «иностранных агентов» до наказания за клевету и оскорбление. В принимаемых Думой «охранительно-запретительных» законах явно отражаются фобии российского руководства и его представления об угрозах.

Вот лишь бросающийся в глаза перечень законодательных новаций.

— Резко расширены права полиции. Она может теперь задерживать людей без объяснения причин. Более того, полицейскому дано право стрелять в людей, если ему показалась, что есть опасность для его жизни.

— Теперь иностранным агентом может быть объявлено и физическое лицо. Для обретения этого статуса достаточно будет при любом наличии иностранного финансирования заниматься политической деятельностью или собирать сведения в военно-технической сфере. Признанные иноагентами граждане не смогут состоять на государственной и муниципальной службе, а при своем участии в выборах обязаны указывать статус «кандидата-иноагента» во всех избирательных документах. Нарушение этих требований грозит административным и даже уголовным наказанием.

— Повышенную активность по части запрещений проявил первый зампред комитета по развитию гражданского общества (!) единоросс Дмитрий Вяткин, разработавший целую серию законопроектов, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Например, поправки в закон о митингах запрещают проводить публичные акции на территориях, прилегающих к зданиям силовых служб (МВД, ФСБ и т. д.) Единоросс также предложил запретить финансировать митинги иностранцам, НКО-иноагентам, россиянам младше 16 лет, анонимным жертвователям и юрлицам, зарегистрированным менее чем за год до этого. Суды получат право признавать очередь для участия в одиночном пикете публичным мероприятием, требующим обязательного согласования. Кроме того, будет введена уголовная ответственность за блокирование улиц и повышены в 4 раза штрафы за неповиновение силовикам.

— Принят в первом чтении законопроект о запрете пользователям соцсетей заниматься политической агитацией. Высказывать свои политические предпочтения во время выборов разрешат только тем, кто заключит договор с кандидатом или партией. Как он должен выглядеть и заключаться, пока осталось тайной.

— Вслед за ограничением свободы собраний депутаты ограничили и свободу слова. По инициативе неутомимого Вяткина приняты поправки об усилении уголовной ответственности за клевету, в том числе в интернете и в отношении «неопределенной группы лиц» (!)… А «клевета», соединенная с обвинением в преступлении против половой неприкосновенности (тут явно доктор Фрейд себя проявил), будет наказываться лишением свободы до 5 лет.

Но есть и проявления властями доброты в законах. Правда, касается это чиновников и силовиков.Так, сразу во 2 и 3 чтении принят законопроект о возможности засекречивания сведений о персональных данных, включая имущество, счета и недвижимость, судей и силовиков.

Скромный законодательный подарок чиновникам подготовило правительство, разработав закон о том, что чиновники будут освобождаться от преследования за коррупцию, если акт коррупции имел место в условиях чрезвычайных обстоятельств — наводнение, землетрясение, пандемия и т. п.

Андрей Нечаев, экономист