Posted 30 декабря 2020,, 16:09

Published 30 декабря 2020,, 16:09

Modified 30 марта, 12:38

Updated 30 марта, 12:38

Максим Кононенко. Пандемия уйдет, а технологии останутся

30 декабря 2020, 16:09

Для человека, который работает в текущем новостном контексте, информационная картина мира представляет собой калейдоскоп событий, различить в котором что-то отдельное невозможно. Работающий с новостями человек не помнит, что было вчера. Что уж тут говорить за целый год.

Так начиналась моя реплика, приуроченная к концу прошлого, 2019 года. Я посвятил ее итогам уходящего десятилетия, а сегодня, в поисках вдохновения, перечитал. И, удивительно, но главными итогами завершившегося в прошлом году десятилетия стали вот какие технические достижения. Во-первых, широкополосный интернет в кармане каждого человека. Во-вторых, обыденность персональной видеосвязи. В третьих, мир картинок, победивших книги — то есть, удаленное образование. В четвертых — удаленная доставка всего, что захочется. И, как главный, интегральный итог всего перечисленного — восторжествовавшая дистанционность.

Год назад это был, конечно, довольно футурологический анализ. И кто бы мог подумать, что всего через несколько недель человечество столкнется с ситуацией, в которой все эти умозрительные достижения, скажем так, не для всех, станут жизненно необходимыми абсолютно для всех. И как после всего этого не уверовать в божественное провидение. Человечество десять лет готовилось к тому, чтобы встретить пандемию коронавируса подготовленным если не с медицинской, то хотя бы с бытовой точки зрения. А может и с медицинской тоже — ведь с достижениями генетического моделирования мы в повседневности сталкиваемся не так часто, как с достижениями цифровых технологий. Зато минимальные сроки разработки вакцины от коронавируса как бы говорят нам о том, что и в этой области прошедшие десять лет не стали для всех нас потерянными.

И здесь мы сталкиваемся с диалектическим противоречием. С одной стороны, технологии позволили нам противостоять пандемии и приспособиться к активному сосуществованию с ней. С другой стороны, если бы не технологии — то и не было бы никакой пандемии. Ее не было бы без авиаперелетов, без мест большого скопления людей, без развитой индустрии туризма и путешествий. И — кто знает — может и самого вируса без технологий бы не было. Хотя тут я вступаю на скользкую стезю ничем не подтвержденных предположений.

Вот и думай после всего этого — технологии это хорошо или плохо?

Впрочем, мой ответ — хорошо.

Потому что пандемия уйдет, а все, что мы создали за ушедшие десять лет и радикально улучшили за уходящий год, останется.

И мы продолжим всем этим пользоваться.