Posted 3 января 2021,, 08:54

Published 3 января 2021,, 08:54

Modified 1 февраля, 03:37

Updated 1 февраля, 03:37

Игорь Николаев. Сколько человек мы потеряли от COVID-19 в 2020 году

3 января 2021, 08:54

В самые последние дни ушедшего 2020 года правительство России в лице вице-премьера Татьяны Голиковой обнародовало цифры российских потерь от коронавируса, которые рисуют совершенно другую картину летальности по сравнению с той, которая представлялась ранее.

В интервью каналу «Россия-24» Голикова, говоря о количестве умерших в апреле–ноябре 2020 года и ссылаясь на официальные данные Росстата, назвала такую цифру: «70921 умерший — это умершие исключительно от причины смертности „ковид“, он официально подтвержден и не подвергается никакому сомнению». Важно, что еще 45109 смертей — это умершие от других причин, «не от ковида, но во всех этих случаях был у умершего положительный тест на ковид». Таким образом, суммарное число зарегистрированных умерших с установленным диагнозом коронавирусной инфекции — 116030.

Даже если взять умерших исключительно от COVID-19 — 70921, — то поражает расхождение этой цифры с оперативными данными коммуникационного центра правительства России, по состоянию на 22.00 30 ноября 2020 года: 40624 человека.

На такое расхождение данных коммуникационного центра правительства России и Росстата специалисты давно обращали внимание, однако власти предпочитали не замечать значительно более высокие данные Росстата. Но, по видимости, дальше не замечать это расхождение было бы совсем уж неприлично. У нас именно Росстат отвечает за официальную статистику в стране, и его данные — это данные отделов ЗАГС.

Татьяна Голикова уже на другом мероприятии, состоявшемся также в канун Нового года, — брифинге на данную тему — назвала еще более страшную цифру: 81% прироста общей смертности за январь–ноябрь 2020 года «приходится на ковид и последствия заболевания ковидом». Берем официальные данные Росстата по приросту смертности за январь–ноябрь 2020 года — 229,7 тыс. человек (так называемая «избыточная смертность»), вычисляем по названному проценту количество умерших от COVID-19: 186,1 тыс. человек (?!) Причем на брифинге эта цифра — 81% — была повторена дважды. Странно. Даже если взять максимальную из названных выше цифр — 116030 человек, — то получается 50,5% от 229,7 тыс. человек. Откуда 81%?

Вывод: правительство, по-видимому, стало вынуждено давать по умершим от COVID-19 более достоверные цифры, которые сильно отличаются от суммарных данных на основе оперативной информации. Но даже к этим цифрам есть большие вопросы, и это недопустимо, потому что речь все-таки идет о человеческих жизнях.

Даже если мы возьмем минимальную цифру из названных выше — почти 71 тыс., умерших в апреле–ноябре 2020 года, — и учтем, что только в ноябре 2020 года умерли, по данным Росстата, 23,6 тыс. человек, у которых COVID-19 был признан и предполагался в качестве основной причины смерти, то с учетом декабря, который был вряд ли лучше ноября, число умерших от COVID-19 как основной причины смерти может по итогам 2020 года быть близким к 100 тыс. человек (на основе оперативной информации — более 57 тыс. человек). Это означает, что не только по общему числу зараженных — более 3,2 миллионов человек, но и по числу умерших Россия уже сегодня находится в числе неблагополучных стран.

Понятно, что если будем высчитывать летальность на 100 тысяч человек, то Россия пока, слава Богу, не в числе стран-антилидеров. Но и далеко не в числе тех стран, где все относительно неплохо. А уж если так хочется посчитать в расчете на 100 тысяч жителей, считайте тогда по сравнению с Китаем. Нет? В Китае уже давно нет летальных случаев, и заражаются там ежедневно около двух десятков человек. Почему не сравнивать с теми, где ситуация лучше? Почему только с теми, где положение самое тяжелое?

Может быть, все-таки правильнее признать, что и в России ситуация тяжелейшая? Может, в таком случае власти наконец подумают, что не стоит бравировать отказом, в сравнении с другими странами, вводить новые локдауны и комендантские часы, ограничиваясь весьма щадящими мерами по сдерживанию пандемии? Все, вакцины есть, можно расслабиться?

Мало называть цифры, даже если они более достоверные. Гораздо важнее, чтобы власти делали из этого правильные выводы.

В главной российской информационной телепрограмме «Время» уже давно в ежедневных сводках перестали говорить о числе умерших, даже по оперативным данным. Весной — говорили, а сейчас — не говорят: выздоровели — столько-то, заразились — столько-то… Как будто и не умирают люди…

Берегите себя!

Игорь Николаев, экономист