Posted 7 января 2021,, 13:33

Published 7 января 2021,, 13:33

Modified 30 марта, 12:37

Updated 30 марта, 12:37

Александр Баунов. Всех заколдовали, купили, запугали

7 января 2021, 13:33

Выборы украли, журналисты обманули, царя подменили. Штурм Капитолия — прямое следствие выступлений Трампа про украденные выборы. Никогда еще такое большое число американцев не были уверены, что их президента подменили столичные шулеры. В частности, потому что никогда об этом напрямую им не говорил сам президент.

Это наложилось на недоверие провинциальной Америки к столице. Америка росла не из центра к периферии в результате властного усилия, а является исторически совокупностью частным образом освоенных периферий. Столица и центральный государственный аппарат для этих самостоятельных периферий — что-то внешнее, чужое и заимствованное, навязанное и нахлобученное. Там гораздо меньше вот этого «как начальство в столице скажет, так и будет».

Штурмовавшие Капитолий называют себя патриотами. Это обычное самоопределение для людей правых и крайне правых взглядов. Только в России или Европе патриотами назвали бы себя сторонники государства. В США патриотами называют себя противники собственного централизованного государства. Их патриотизм распределенный, размазанный по местности, а не сконцентрированный в образе вроде «Москва, Кремль» или «Вашингтон, Капитолий». Впрочем, и в России легко представить себе такой антигосударственный патриотизм, если в Кремле «антинародная власть».

Это, конечно, не нападение республиканцев на демократов. Это нападение противников истеблишмента на весь политический класс, на обе партии. Нападавшие совсем не склонны были разбирать, кто там в Капитолии свой, а кто чужой. Все чужие, раз не захотели остановить подмену настоящего президента фальшивым. Позиции Трампа в партии это ослабит. Еще нагляднее стало, что только часть избирателей Трампа — сторонники республиканской партии, а другая, возможно, главная часть — противники обеих партий. По крайней мере самая буйная, с которой он теперь ассоциируется.

Слух играет такую же роль, как в каком-нибудь Париже 1789 года или в Московском царстве. Прошел слух, что вице-президенту Пенсу достаточно что-то такое сказать, какое-то волшебное слово, и Трамп останется президентом. Но он не хочет или ему не дают. А от народа-то скрывали. Всего-то и нужно — прийти и заставить Пенса сказать это волшебное слово.

Но ни Пенс, ни сенаторы-республиканцы не обрадовались своим, которые пришли на помощь. Значит нет в этой столице своих. Всех заколдовали, купили, запугали.

Иностранные журналисты спрашивают, станет ли это поворотным моментом в восприятии Америки в России. Мне кажется, нет. Году в 89-м могло бы. С тех пор за много лет, включая и последние четыре, и эпидемический двадцатый, восприятие Америки усложнилось. И Америка сама столько раз изменяла своему образу, чтобы нам теперь ахать даже по такому поводу «как это в самой Америке возможно» и переворачиваться с ног на голову.