Posted 7 января 2021,, 14:17

Published 7 января 2021,, 14:17

Modified 30 марта, 12:37

Updated 30 марта, 12:37

Иван Курилла. Трампизм на этом не закончится

7 января 2021, 14:17

Короткий комментарий ко всему важному, что успел увидеть за последние часы.

Пишут, что захват Капитолия про-трамповской толпой — это «попытка государственного переворота» или «теракт». Нет, это не так: это именно то, что мы видели в репортажах, — действия неорганизованной, но воодушевленной толпы. Нет, это не впервые в американской истории, хотя подобные по масштабу и направленности действия в прошлый раз были давно: после избрания президентом Эндрю Джексона воодушевленная толпа вломилась и разгромила Белый Дом (президент Джон Куинси Адамс успел убежать). Эндрю Джексон тут не случаен: Трампа многие сравнивали именно с ним, и параллели неизбежны.

Пишут, что полиция бездействовала и тем проявила свой расизм («вот если бы на штурм пошли не белые, а черные отморозки…») Вряд ли это так. Во-первых, полиция убила-таки одну из нападавших, женщину-ветерана. Во-вторых, полиция бездействовала и прошлым летом, когда в стране громили магазины (и тут уж скорее можно увидеть общую проблему, а не избирательность). Институциональный расизм проявляется статистически во множестве микроконфликтов, а не в одном большом провале. В-третьих, да, это провал полиции: то, что в Вашингтон собирается подобная публика, и что центром внимания окажется Конгресс, не было тайной — укрепить подразделения охраны Капитолия кажется (теперь, ретроспективно) разумной мерой, непонятно почему упущенной (но нет, я не считаю это упущение сознательным заговором демократов).

Пишут (с другой стороны), что в штурме Капитолия участвовали антифа и это провокация левых против Трампа. Нет, Трамп действительно выступал с двусмысленными призывами, и это действительно его сторонники ворвались в Конгресс. Нельзя, правда, исключать, что среди ворвавшихся были и такие, кто летом громил магазины вместе с условно «левыми», — в такой толпе всегда находятся те, кто любит громить чужую собственность и участвовать в «празднике непослушания», независимо от его политических причин. Но они не могли задавать тон в этом бунте.

Спрашивают заодно, правда ли результаты выборов были подтасованы. Тем более обвинения до мелочей напоминали российские, хорошо знакомые нам фальсификации. Я так не думаю, и вот почему: для осуществления масштабных фальсификаций необходимо соучастие десятков (если не сотен) рядовых членов избирательных комиссий. В России это, увы, достигается административным (в ряде случаев — уголовным) давлением, а значительные сегменты общества готовы содействовать «властям» в махинациях. Американское общество (как бы с этим не спорили наши пропагандисты) другое: найти десятки соучастников заговора с целью захвата власти в США (причем именно на нужных позициях в избирательных комиссиях — а потом еще и в судах) — задача невыполнимая в силу структуры и традиций американского общества. Это не исключает отдельных (штучных) ошибок или сознательных искажений, но не допускает массовой фальсификации.

Пишут, что «трампизм» на этом закончится. Нет, не думаю. Я даже не уверен, что лично Дональд Трамп исчезнет с политической сцены. Сейчас, конечно, политическая система сделает все, чтобы не допустить его возвращения в качестве системного политика: для этого может быть использована процедура импичмента в оставшиеся дни его президентства (не уверен, правда, что все сенаторы захотят начинать с этого свой срок полномочий), и высока вероятность, что республиканская партия изменит процедуры выдвижения кандидата в президенты к 2024 году (нынешняя форма праймериз способствует поляризации — в них участвуют самые радикальные сторонники партии, и именно поэтому Трамп получил свой шанс).

Не могу исключать, что Трампа захотят отправить в тюрьму (но, напомню, что Никсона простил его преемник, — и такого удара по политическим идеалам американцев многие тоже могут не захотеть). Трамп же уже стал символом для большой доли американцев, он только недавно собрал больше 70 миллионов голосов избирателей, и даже при отходе умеренных разочарованных у него есть база сторонников, которой не могут похвастать большинство других американских политиков. Остальные опираются на партийную лояльность — Трамп может опереться на личную поддержку. И это может плохо кончиться для республиканской партии.

Как это повлияет на российско-американские отношения? Не могу исключать, что «русский след» будет найден и здесь, — в США уже много специалистов по его поискам (а вон вчера уже видел, что в Twitter «Кью-Шамана», того самого, в рогах и шкурах на вчерашних фото, нашли фотографию Владислава Суркова). Но ухудшать отношения на самом деле уже почти некуда. Не думаю, что Байден будет развивать именно эту тему.

Что меня тревожит в этой ситуации? Тональность многих моих друзей и френдов с демократической стороны. Создается впечатление, что все 70 миллионов голосовавших за Трампа пошли вчера громить Капитолий (или, как прямо пишут, несут за это ответственность). Нет, эта ответственность не больше, чем ответственность сторонников демократической партии за погромщиков магазинов прошлым летом. События в Капитолии не дают индульгенции на месть или просто нетерпимость к «трампистам» — теперь, когда демократы победили. Но эмоции накалились — и диалог между частями общества кажется еще сложнее, чем он представлялся накануне.