Posted 19 января 2021,, 13:47

Published 19 января 2021,, 13:47

Modified 1 февраля, 03:44

Updated 1 февраля, 03:44

Алексей Макаркин. Силовики действуют привычными им методами

19 января 2021, 13:47

Представление о том, что власть боится Алексея Навального, явно преувеличено. Дело в другом — на Навального распространяются практики, заимствованные из борьбы советского КГБ с диссидентами в период обострения холодной войны. Диссидент однозначно воспринимался как враг государства, работающий — сознательно или нет — на иностранные спецслужбы. Если несознательно, то он должен был деятельно раскаяться (дать признательные показания, публично выступить с осуждением своей деятельности). Если сознательно, то его надо жестко наказать.

Внешнеполитический контекст в военной ситуации либо минимизируется, либо полностью отбрасывается. В 1983 году один из лидеров Социнтерна, недавний канцлер Австрии Бруно Крайский попросил освободить физика Юрия Орлова и дать ему возможность эмигрировать в Австрию. Андропов приказал вообще не отвечать на это обращение — чтобы никто не думал вмешиваться во внутренние дела СССР. До прошлого года «заступаться» могла Ангела Меркель — сейчас это невозможно.

Раз дело Навального находится в компетенции силовиков, то они действуют привычными им методами. Задача заключается в том, что действовать быстро, нейтрализуя активность сторонников. Поэтому и самолет приземляется в «Шереметьево», где нет группы поддержки, и суд проходит в полицейском участке, чтобы около судебного здания не было импровизированного митинга. И технические задачи решаются без всякого внимания к проблеме репутационного ущерба — как ближайшего, так и долгосрочного.

Что же до отношения общества, то актуальным также является советский опыт. В СССР симпатизанты диссидентского движения составляли меньшинство, как и сейчас — отличие заключалось в том, что политику тогда обсуждали на кухнях, а сейчас — в соцсетях. Ортодоксы, требующие сурово покарать предателей, тоже в меньшинстве. Большинство же стремится отгородиться от этой неудобной от них темы, не говорить о ней (или говорить как можно меньше), ссылаясь на слабую информированность («мы люди маленькие»). Сейчас эта тенденция работает на власть, как и в советское время. В СССР она сломалась — сейчас Навальный стремится способствовать ее размыванию, пытаясь достучаться до этого большинства.