Posted 21 января 2021,, 10:00

Published 21 января 2021,, 10:00

Modified 1 февраля, 03:45

Updated 1 февраля, 03:45

Юрий Федоров. Стратегия новой администрации США в отношении России воспроизводит логику времен «холодной войны»

21 января 2021, 10:00

19 января, накануне инаугурации Джо Байдена, самый престижный и влиятельный журнал в США по вопросам мировой политики — Foreign Affairs — опубликовал статью Майкла Макфола с названием, говорящим само за себя: «Как сдержать путинскую Россию» (How to contain Putin’s Russia). Эту статью с карандашом в руках будут изучать в Кремле и прочих российских ведомствах, а пропагандисты и политологи из Центра Карнеги, Российского совета по международным делам и подобных квази-независимых учреждений уже ломают голову, размышляя, как успокоить своих кураторов в путинской администрации. И неслучайно. Статья Макфола отражает настроения и взгляды новой американской администрации.

Итак, первый тезис Макфола — путинская Россия не так слаба, как это принято думать. У Путина есть ядерное оружие; его армия угрожает соседним государствам; он создал систему вмешательства во внутренние дела западных стран; у него есть немало сторонников в Европе и США. И это делает Путина и Россию в целом весьма опасными.

Второй тезис. Путин — «идеологический лидер». Он руководствуется антилиберальными, антидемократическими и антизападными идеями, мнит себя лидером всех консервативных сил, противостоящих либеральному Западу и особенно США. Нельзя не учитывать, что Путин склонен к рискованным силовым решениям даже тогда, когда опасности превышают возможный выигрыш. Он заключает сделки с Западом только там и тогда, где и когда ему это кажется выгодным. Из этого следует, как можно предположить, что, по мнению Макфола, сколько-нибудь крупные договоренности с Россией, любые «новые Ялты» невозможны.

Третий тезис. Поскольку путинская Россия опасна, а договориться с ней по принципиальным вопросам невозможно, США должны:
— создать надежную оборону от российских кибератак, нацеленных на критическую инфраструктуру, государственные институты и массовое сознание;
— создать систему правил и норм, обеспечивающих транспарентность российской пропагандистской деятельности в США;
— вскрыть и предать гласности активы Путина и его окружения за рубежом;
— укрепить НАТО в военном и в политическом отношениях: «наилучший способ сохранить мир в Европе — убедить Путина в том, что военная агрессия на страну-члена НАТО будет ему дорого стоить», — пишет Макфол;
— сохранить и усилить режим санкций;
— продлить Договор СНВ-3 и вовлечь Россию в переговоры по контролю над вооружениями, ограничивающие опасные для Запада российские системы оружия.

Четвертый тезис — возможно, самый важный — относится к Украине. «Строительство процветающей и демократической Украины, находящейся в безопасности, является наилучшим средством противодействия идеологической и военной агрессии России в Европе… Администрация Байдена должна увеличить американскую военную, политическую и экономическую поддержку Украины с тем, чтобы помочь успеху ее застопорившихся реформ». Действительно, если будет реализован «план Маршалла» для Украины, занимающей ключевое стратегическое положение вблизи России, и обеспечена ее военная безопасность, экспансия путинской России станет невозможной и ее судьба, по сути дела, будет решена.

Размышления Макфола показывают, что стратегия администрации Байдена в отношении России во многом воспроизводит логику американской политики времен «холодной войны». Последняя сочетала в себе военное сдерживание; активное противоборство с коммунистической идеологией, в том числе противодействие советскому пропагандистскому проникновению; выборочный контроль над вооружениями. Сегодня к этому добавляется защита от кибератак, поддержка Украины и, возможно, создание угрозы активам российской элиты в Европе и США.

Чем кончилась «холодная война», хорошо известно. Россия сегодня существенно слабее Запада, чем СССР во второй половине прошлого века. Соответственно…

Юрий Федоров, журналист