Posted 4 февраля 2021,, 10:29

Published 4 февраля 2021,, 10:29

Modified 30 марта, 12:25

Updated 30 марта, 12:25

Андрей Плахов. Власть хочет отобрать у страны культуру

4 февраля 2021, 10:29

Сообщение о том, что московский департамент культуры не намерен продлевать контракт с Кириллом Серебренниковым как руководителем Гоголь-центра, для меня лично не стало никакой неожиданностью. Это закономерное развитие процесса, который вовсю идет на наших глазах. Коротко: на подмостках (в широком смысле слова) воцаряется подцензурное придворное искусство. Пространство свободы сжимается, как шагреневая кожа, а некоторые вольности позволяются либо маргиналам, либо тем, кто доказывает свое верноподданничество.

Вымывание культуры мы видим в театре на примере Кирилла — лучшего и единственного международно признанного российского режиссера пост-советского поколения (и не говорите, что есть другие, их авторитет несопоставим). Это мы видим на примере кино. Ни Александр Сокуров, ни Андрей Звягинцев — наши самые крупные по масштабу авторы — годами не могут найти финансирование и реализовать свои проекты из-за политики государства.

Когда ковид что ни день уносит лучших людей науки и культуры, когда множество талантов от безысходности покинуло Россию, надежда только на молодежь, способную изменить страну. А у их отцов и матерей, уже в силу возраста не готовых к активным политическим жестам, сжимается сердце. Трудно сказать, что больнее. Знать — как знала мать Кирилла Серебренникова — что твой сын или дочь сидит в автозаке, спецприемнике, тюрьме, под домашним арестом. Или — когда он/она выбрал путь конформизма, зато живой и непобитый.

Андрей Плахов, кинокритик