Posted 10 февраля 2021,, 13:07

Published 10 февраля 2021,, 13:07

Modified 30 марта, 12:22

Updated 30 марта, 12:22

Илья Гращенков. Когда качаются фонарики ночные

10 февраля 2021, 13:07

Новая акция оппозиции, в ходе которой предлагается поддержать политзаключенных, в День Св. Валентина — зажечь фонарики на своих телефонах и посветить ими в небо, вызвала спорные чувства у экспертов. Одни считают, что акция — попытка перейти от негативной повестки к позитивной, заодно продемонстрировать своим сторонникам, что медиа-активность не спадает. Другие, что акция чересчур приторная и миролюбивая, а значит, ее можно рассматривать как очередной «слив протеста».

Данная акция — одна из классических технологий «мирного протеста», описанная политологом Джином Шарпом в его сборнике «198 Methods of Nonviolent Action». В одном из разделов, Symbolic Public Acts, есть такое понятие, как «символические огни». Огонь — древняя стихия, его активно используют в массовых мероприятиях с самых ранних времен: факелы, свечи, костры. Использует и церковь, использовали модернистские режимы и т. д. Он объединяет, красиво и величественно смотрится, имеет важное сакральное значение как объединяющий символ.

Конечно, охранители Шарпа недолюбливают, считая его составителем «вражеских методичек» по организации цветных революций. Но он, прежде всего, исследователь, который обобщил опыт разнообразных массовых движений и проанализировал его. В этом смысле власти стоит радоваться, что протест идет по линии гуманитарного мирного противостояния, а не радикализируется. Вместо Шарпа оппозиция вполне могла бы изучать книги Че Гевары, к примеру — La guerra de Guerrillas или «Партизанская война», где команданте подробно описывает тактику революционных действий. Ну, или Ульрику Майнхоф.

Мирные акции стоит поддерживать, а не бороться с ними. Выступая против, власть как бы отождествляет себя с подавлением чего-то светлого, противопоставляя себя этому позитивному посылу. Конечно, можно считать, что «пусть не любят, достаточно, чтобы боялись», но и тут получается скорее образ «медведя на воеводстве», который чижика убил.

Илья Гращенков, политолог