Posted 9 марта 2021,, 14:19

Published 9 марта 2021,, 14:19

Modified 1 февраля, 04:20

Updated 1 февраля, 04:20

Александр Кушнарь. Почему Кремль заинтересован в воспроизводстве дремучей патриархальности

9 марта 2021, 14:19

Примечательно, что интервью с Гарри и Меган выпустили именно 8 марта. В этот праздник традиционализма их интервью выглядит особенно яркой иллюстрацией того, каким адом (в сартровском понимании) является любой семейно-клановый принцип. В этом смысле «семья» представляет собой «мафию» — как закрытую организованную группу, связанную порукой и противостоящую внешнему миру.

Неслучайно именно семейственность становится главной причиной самоуничтожения участников в известной шекспировской трагедии. Классикой его произведение стало именно потому, что затрагивает ключевой нерв патриархального общества — родственные узы, становящиеся тюрьмой.

Тюрьмой, из которой бежали принц и его супруга. Их бегство из царства безнадежно устаревшей социальной парадигмы, ярчайшим выразителем коей является как раз монархия, — это квинтэссенция глобального процесса деархаизации. Именно здесь происходит разлом между консерваторами, голосующими за правопопулистов, которые обещают избирателям вернуть тень прошлого, и людьми постинформационного общества, выбирающими рацио, индивидуализм и свободу от неестественных социальных ограничений.

Россия в этом смысле выглядит как неисправимый маргинал: она скована не только собственно банальными узурпаторами с ядерными закромами — единственными гарантами неприкосновенности этой системы самоунижения, — но и самой социально-нравственной структурой, заставляющей россиян вечно «оглядываться» на «праотцов». Путинский режим именно поэтому дискредитирует и вычищает «90-е» из российского исторического прошлого — как раз потому, что это был период, предлагавший России шанс на выход из тысячелетнего домостроя и синхронизацию с «общемировым» временем.

Кремль заинтересован в воспроизводстве патриархальности в ее самом дремучем виде именно потому, что она воспроизводит ментальность монархической иерархии, суть которой — в непротивлении верховному «отцу нации». Это та причина, по которой у россиян не получается делать революции. Для того, чтобы их совершать, необходимо для начала перестать страдать эдиповым комплексом.