Posted 18 марта 2021,, 14:20

Published 18 марта 2021,, 14:20

Modified 30 марта, 12:07

Updated 30 марта, 12:07

Анатолий Несмиян. Административная война без правил

18 марта 2021, 14:20

Роскомнадзор намерен получать от операторов связи данные об абонентах и звонках, включая кто кому звонил или отправлял сообщения. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на портале проектов нормативных актов. Как сказано в пояснительной записке, документ в том числе необходим, чтобы избежать распространения «серых» sim-карт. Их оформляют на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, бесплатно раздают у торговых центров и в местах массового скопления людей.

В этой истории любопытно не столько требование Роскомнадзора о предоставлении ему баз данных абонентов и звонков, сколько некоторые аналогии с «эпидемией» коронавируса. Любое ведомство, в силу тех или иных политических решений получив права «сверх» обычных, всегда стремится удержать их, расширить полномочия и в конечном итоге получить политическую субъектность. Конвертировав ее в ресурсы под своим контролем.

Роспотребнадзор на фоне карантинных мероприятий получил такую субъектность и теперь пытается удержать ее любой ценой. Отсюда и бесконечные «волны», угрозы и бесконечные рекомендации усилить и углубить карантинный террор — ничем иным ведомство Поповой удержать внезапно свалившееся на нее счастье не может. Теперь ту же волну пытается оседлать и Роскомнадзор. Высшее руководство дало запрос на репрессии в информационном пространстве и предоставило ведомству расширенные полномочия. Которые оно теперь будет расширять и далее.

Один из признаков катастрофы — суверенизация подсистем, распад балансов полномочий разных структур системы, «перетягивание одеяла на себя». В обычной ситуации действуют механизмы, которые дают по рукам желающим прихватить больше полномочий и ресурсов. В необычной ситуации эти механизмы разрушаются, и среди подсистем начинается обычная звериная конкурентная борьба, целью которой является пищевой ресурс. В случае административной системы это полномочия.

В России явочным порядком введена цензура. Конечно, это прямое нарушение конституции, но у нас разрушены в том числе и механизмы контроля над такими нарушениями. Конституционный суд превратился в фантом, он уже ничего не гарантирует и не способен защитить основной закон, который попал под каток политической целесообразности.

Политически востребованная цензура и становится инструментом, с помощью которого Роскомнадзор пытается установить новые балансы полномочий, понятно, в свою пользу. Требование о передаче баз данных операторов позволяет ему взять под контроль один из важнейших ресурсов нового порядка — Биг Дату, «большие данные». Которые являются ценностью сами по себе.

Система, идущая вразнос, выглядит именно так — нарастает турбулентность, начинаются ресурсные войны и войны полномочий всех со всеми. Управление стационарной системой — занятие непростое, а вошедшей в резонанс — тем более. С учетом же предельно низкого уровня управления в России можно с уверенностью предполагать, что в гонку полномочий будут включаться все новые и новые административные структуры. Просто потому, что если они не включатся — то лишатся того, что имеют. Административная война без правил уже идет, и создавать иллюзию «стабильности» становится все более сложно.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик