Posted 8 апреля 2021,, 16:37

Published 8 апреля 2021,, 16:37

Modified 30 марта, 11:58

Updated 30 марта, 11:58

Константин Сонин. Дискуссия о дискриминации

8 апреля 2021, 16:37

Моя борьба с дискриминацией продиктована сугубо прагматическими нуждами науки и образования (с которыми я сталкиваюсь в работе) — дискриминация по гендерному, половому, сексуальному, этническому и т. п. признаку — это всегда конкретный ущерб качеству науки и образования. А на высоком, глубоком уровне о вреде дискриминации пусть пишут другие — многие пишут куда лучше и точнее меня.

Вопросы дискриминации — сложная вещь, реально. Например, те же квоты для женщин или меньшинств — это, конечно, лекарство с сильными побочными эффектами. Кто использует такие лекарства, меня поймет. Как химиотерапия, которая убивает раковые клетки, а также все остальные — просто раковые слабее, и их она убивает чуть раньше. Но тебя тошнит, выпадают волосы, еле ходишь и ненавидишь весь мир. Кто же спорит, что квоты — это лекарство типа этого. Помогает от болезни и наносит много вреда организму. Если кто-то думает, что знает простой ответ на вопрос «как бороться с дискриминацией?», то наверняка ошибается.

Например, следующий дурацкий аргумент всплывает все время. Посмотрите, сколько женщин среди великих математиков, а сколько мужчин! (Женщин значительно меньше.) Сколько чернокожих великих математиков! (Значительно меньше, чем белых.) Сколько женщин среди 100 лучших гроссмейстеров и т. п. Сколько африканцев…

А теперь посмотрите, как отлично звучит этот же самый аргумент про русских в 1700 году. Представьте, кто-то говорит: «Русские просто генетически не приспособлены к математике. Они отстают на полторы тысячи лет от Европы. Среди 100 лучших математиков русских ноль. У них и ни одного университета нет». И все правда — в Европе, тем временем, уже дифференциальное и интегральное исчисление. А тут вообще 0 среди 100 лучших. То же самое, в 1700 году и про евреев можно сказать. И заключить с умным видом, что дело в «генетической неприспособленности»…

И? Были русские «генетически неприсоблены», а приехали Эйлер с Бернулли и научились, а еще через 100 лет стали одним из мировых математических центров. Параллель ясна — что-то может казаться «генетическим» и не иметь к этому никакого отношения. А иметь отношение только к условиям обитания и поведению. И поменяться быстро.