Posted 14 мая 2021,, 18:26

Published 14 мая 2021,, 18:26

Modified 1 февраля, 05:21

Updated 1 февраля, 05:21

Игорь Эйдман. Обречены оставаться соседями

14 мая 2021, 18:26

Не только о трагедии в Израиле.

В современном мире этнические конфликты не имеют в долгосрочной перспективе военного, насильственного решения. К счастью, ни одно государство уже не способно позволить себе устроить фатальную этническую чистку. Такие попытки возможны, но «окончательного решения» они принести не могут.

Поэтому евреи и палестинские арабы обречены и дальше оставаться соседями. В этой ситуации можно или ориентироваться на силовое подавление соседа, или пытаться как-то договориться, достигнуть с ним мира. Первый вариант означает жизнь во взаимной саморазрушающей ненависти, в столкновениях и перманентной войне. Второй вариант безумно сложен, но иного способа в долгосрочной перспективе обеспечить безопасность и нормальную мирную жизнь не существует. Вероятно, что в данный момент второй путь просто временно закрыт, но только ориентируясь на компромисс, можно хотя бы в будущем добиться мира и безопасности.

Конечно, оборона страны (в т. ч. Израиля) от нападений — святое дело. Однако даже самые успешные военные контратаки могут защитить только на время (и это время становится все короче). Как бы этого ни хотелось некоторым отморозкам, палестинские арабы и тем более арабы вообще никуда из региона не исчезнут. Мир и безопасность возможны только в случае взаимных уступок с ними. Вы скажете — они не идут на компромисс. Возможно. Но стремятся ли к этому компромиссу сами нынешние израильские власти?

Главная проблема здесь в том, что многим политикам выгодна атмосфера ненависти. Разжигая ее, играя на примитивных племенных инстинктах ментально пещерных людей, они побеждают на выборах и удерживают власть. В атмосфере конфликта, ведущего к взаимному остервенению, рациональные аргументы не действуют. Выигрывают в такой ситуации те, кто благим матом по делу и без дела орут «наших бьют». Именно они и провоцируют насилие, позволяющее сохранять депутатские мандаты и власть.

Игорь Эйдман, социолог