Posted 18 мая 2021,, 08:57

Published 18 мая 2021,, 08:57

Modified 1 февраля, 05:23

Updated 1 февраля, 05:23

Василий Головнин. Запрет на движение экологически грязных судов может ударить по российским перевозчикам

18 мая 2021, 08:57

После прихода к власти в США экологически милой администрации Байдена как-то сразу стало ясно, что разговоры о климате и углекислом газе — это вовсе не эмоциональная мура в стиле Греты (how dare you, bastards!), а конкретный разговор про невероятно большие деньги и технологическое доминирование в скором будущем. Примеры, как говорится, прут со всех сторон.

Только вчера, например, в Токио заговорили о весьма скором принятии неких правил, которые могут отправить на свалку немалое количество могучих и очень дорогих океанских судов, что создаст замечательный новый богатый рынок. Конкретно речь идет о скучной материи — международной системе оценки эффективности использования топлива. Если коротко, то предполагается принудительно измерять, насколько хорошо ваш танкер, контейнеровоз или шикарный пассажирский лайнер сжигает содержимое своих топливных цистерн и как он при этом коптит. Предполагается в глобальных цифрах улучшить этот показатель на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 2008 года — и соответственно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. К 2050 году их предполагается сократить наполовину от этого же уровня.

В Международную морскую организацию (это такая специализированная контора ООН) уже внесен проект соответствующего документа типа конвенции, который поддержали 19 государств, включая очень важных игроков в этой сфере бизнеса — Германию, Китай, Южную Корею и Японию. Он предполагает оценки эффективности использования топлива на крупных океанских судах по пяти категориям. Раз в год такие данные владельцы танкеров, контейнеровозов и т. д. обязаны будут предоставлять правительствам тех стран, где эти океанские транспортные средства зарегистрированы. Оказавшиеся в последней и предпоследней категории должны будут разработать и выполнить планы повышения эффективности сжигания топлива и сокращения выбросов углекислого газа. Суда, которые не смогут пройти модернизацию и перейти в более высокие категории, лишатся права на международные перевозки. Их выкинут из бизнеса! Их чем-то придется заменять.

Правительство Японии считает, что новая система выгодна, поскольку построенные компаниями страны суда отличаются повышенной экологичностью, лучшими характеристиками. В частности, в две низшие категории по эффективности использования топлива, как уже установлено, входит лишь 17% японских судов океанского класса. У Китая и Южной Кореи — соответственно 33% и 36%.

В Токио рассчитывают, что введение новых критериев даст толчок обновлению глобального парка океанских судов, что поможет национальной промышленности. В последние десятилетия она существенно уступает в сфере судостроения Китаю и Южной Корее, которые дешевле продают свою продукцию. В 1980-х годах Япония контролировала примерно 50% рынка новых крупных судов, была number one. В 2020 году по этому показателю она находилась только на третьем месте в мире с показателем в 22%. Первое место в мировом судостроении Япония уступила Китаю (40%) и второе — Южной Корее (31%). Так что есть смысл побороться — вдруг лучшее экологическое качество окажется сильнее дешевых цен?

Но вообще все эти пляски вокруг экологии не обязательно выгодны, как говорится, простым трудящимся. В Японии экономисты предупреждают, что переход на возобновляемые источники энергии вместо старого доброго уголька повысит счета за электроэнергию.

Впрочем, в РФ этот вопрос пока неактуален. А вот запрет на движение экологически грязных океанских судов может бабахнуть и по российским перевозчикам.