Posted 24 мая 2021,, 10:31

Published 24 мая 2021,, 10:31

Modified 30 марта, 11:40

Updated 30 марта, 11:40

Илья Гращенков. У Лукашенко появился свой «Навальный»

24 мая 2021, 10:31

Батька развернул себе проблем. Арест сооснователя Nexta, сопряженный с разворотом ирландского самолета, может серьезно осложнить жизнь и без того нерукопожатному «последнему диктатору» Европы. Косвенно, его «воздушный порыв» может отразиться и на России, которую многие на Западе считают вдохновителем этой спецоперации.

Во-первых, не очень понятно, зачем Лукашенко так понадобился юный революционер Протасевич? Считается, что в застенках КГБ он «запоет» и сдаст своих начальников и соучастников. Ну, так с первыми и так все более-менее понятно, и даже если под пытками, подобно многим жертвам сталинских репрессий, он заявит, что он шпион всех возможных разведок, то что с того? Вряд ли Лукашенко собирается обратиться в ЕСПЧ. Если цель выявить крыс в своих рядах, то история с перехватом самолета кажется чрезмерной платой. Примерив на себя амплуа «воздушного пирата», теперь самому Лукашенко стоит быть осторожнее с полетами, а то как бы и его самолет не перехватили где-нибудь, прецеденты-то уже были.

Во-вторых, Лукашенко окончательно откидывает одно из направлений своей «многовекторной политики», порывая тем самым с Европой. Правда, их у него остается еще три: РФ, КНР и США. Казалось бы, для Путина такой ход только на пользу, ведь интеграционные процессы пойдут быстрее, а хитрый батька станет сговорчивее. Но вот происходит это все накануне встречи Путина и Байдена, да и с Германией у России гораздо более важный проект, связанный с «Северным потоком», а авантюра Лукашенко может бросить тень на все процессы по нормализации наших отношений с Западом.

Напомню, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, и еще до истории с самолетным абордажем планировалась встреча Путина и Лукашенко, на которой последний может в очередной раз потребовать кредит для братского народа. И Россия вновь этот кредит даст и будет продолжать платить за изоляцию и экономическую несостоятельность режима Лукашенко до тех пор, пока либо не добьется тотальной интеграции двух стран, либо не проиграет «батьку» подобно Януковичу.

Кстати, арест Протасевича может консолидировать и саму белорусскую оппозицию. Во-первых, у Лукашенко появился свой «Навальный», узник совести, поддержка которого может стать точкой сборки для разгромленной белорусской оппозиции. Во-вторых, поддержка со стороны Европы и продолжающееся ослабление самого Лукашенко могут породить вторую волну протеста уже этим летом, сделав его политически жарким.

Илья Гращенков, политолог