Posted 3 июня 2021,, 14:28

Published 3 июня 2021,, 14:28

Modified 1 февраля, 05:40

Updated 1 февраля, 05:40

Павел Пряников. В сырьевой зависимости нет ничего стыдного

3 июня 2021, 14:28

На ПМЭФ снова оживилась дискуссия о том, что России надо уходить от нефтяной и в целом сырьевой зависимости. Много раз писал об этом, повторюсь в очередной раз: в сырьевой зависимости нет ничего стыдного. Такие развитые страны мира с очень высоким Индексом развития человека, как Австралия, Новая Зеландия, Канада и Норвегия — сырьевые. Можете сами посмотреть структуру экспорта той же Австралии — руда, уголь, металлы, лес, продукция сельского хозяйства. У Новой Зеландии — вообще только сельское хозяйство и лес. Подушевой ВВП там в 4 раза больше нашего.

Дело — в правильном перераспределении, чтобы сырьевые деньги питали потребительский рынок. В сырьевых отраслях и там, и у нас заняты всего 2% рабочей силы, еще 3-4% — в обработке сырья и его логистике. И эти 5-6% рабсилы обеспечивают благосостояние остальным 95% занятых.

В России же мы видим средний за десятилетие вывод капитала на Запад в $50-60 млрд. Плюс сверхкормление высших 100 тыс. семей в $200 млрд в год. Если уполовинить эти финансовые потоки, то можно спокойно получать $120-130 млрд в год — вливать их в ликвидацию бедности, в развитие человеческого капитала (образование, медицина, окружающая среда) и инфраструктуру (дороги, общественный транспорт, ЖКХ и т. п.).

А есть ведь еще чудовищное число силовиков в России. Например, относительное число полицейских у нас в 3 раза больше, чем в развитых странах. В целом до 5-6 млн человек (вместе с ЧОПами и вохрой) заняты в этой отрасли (это каждый пятый трудоспособный мужчина). Вот вам еще резерв экономии в сотни миллиардов рублей в год, если хотя бы на треть сократить их число.

И это не говоря о том, что потенциал сырьевых отраслей у нас огромен. Например, экспорт сельского хозяйства можно поднять с нынешних $30 млрд до $70 млрд (а потенциально — и до $100 млрд). Например, экспорт С/Х у США — до $150 млрд, и они не считают постыдным развивать его. Есть огромный потенциал у лесообработки, у нефтехимической и химической отраслей и т. д. Есть потенциал в развитии транзитной логистике между ЮВА и Европой.

И не стоит забывать, что есть потенциал для роста и внутреннего рынка. Мы, например, дошли до того, что даже станки для производства гвоздей, шурупов и гаек закупаем в Китае — а это простейшая спецификация. Каждый может оглянуться вокруг себя и увидеть простейшие импортные товары, окружающие нас — зажигалки, шариковые ручки, мелованная бумага, пластиковая посуда, наполнители для кошачьего туалета и т. п. Недавно я обнаружил, что мы деревянные разделочные доски закупаем во Вьетнаме!

И если говорить о hi-tech, то не бывает такого роста без простейшего машиностроения и без подготовки серьёзной инженерной школы и рабочих высокой квалификации. Вот когда научимся делать станки для производства гвоздей и гаек, простейшие ветряные фермы, затем — турбины и судостроение, затем сделаем свою автоматическую коробку передач — тогда этап за этапом лет через 20-30, когда окрепнет первое поколение инженеров и квалифицированных рабочих на автоматизированных производствах, можно переходить и к чему-то более серьезному.

Да, и без достойной оплаты инженеров и рабочих — хотя бы на уровне Чехии-Польши-Словакии — т. е. 2-3 тыс. евро и 1-1,2 тыс. евро соответственно, конкурентной промышленности даже среднего уровня не будет.

Павел Пряников, журналист