Posted 23 августа 2021,, 07:08

Published 23 августа 2021,, 07:08

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Илья Гращенков. Стоит ли ждать смены правительства РФ после выборов?

23 августа 2021, 07:08

Мы видим, что уровень доверия исполнительной власти падает. По данным ФОМ, всему правительству — быстрее (позитивная оценка — 33%), премьеру — чуть медленнее (41%), однако нисходящий тренд очевиден. Если после выборов ситуация в экономике и политике ухудшится, то очевидной мерой по поднятию рейтингов власти могут стать новые ротации в кабмине. Напомню, что после принятия поправок в Конституцию парламент страны получил право утверждать премьера и по его представлению — остальных министров.

Распускать правительство после выборов, согласно основному документу страны, не обязательно. Но это может быть добровольным решением, которое выглядело бы «правильно и красиво». Именно поэтому ожидается, что после выборов нынешний кабмин сам подаст в отставку в соответствии со 117 статьей Конституции. После этого произойдет утверждение нового или старого-нового премьера. Но суть в том, что этот премьер уже станет ключевым звеном в возможном трансфере власти.

Кроме того, новый состав правительства мог бы избавиться от остатков «либеральных» министров эпохи Медведева — ведь страна явно берет курс на новое устройство с упором на инфраструктурную, а не спекулятивную экономику. Проще говоря, инфляционисты (желающие потратить деньги на разные внутренние проекты, от очередной перекладки бордюров до строительства железных дорог) постепенно побеждают монетаристов, у которых осталось не так много резервов, которые они могли бы куда-то вложить. В этой же логике — уход из нового правительства министра Силуанова, а также отставка с поста главы ЦБ РФ Набиуллиной. Правда, есть и другая логика, в которой нынешнее руководство может быть заменено на новое, готовое к более радикальным переменам в экономике.

Возможно, что именно в этой логике происходило назначение курирующих вице-премьеров, распределенных по федеральным округам, как бы в «усиление» полпредов. На деле такую тактику можно рассматривать как назначение «смотрящих» за крупными финансовыми потоками в инфраструктурные проекты, которые кабмин будет перераспределять после выборов. Путин дал старт мобилизационной экономике, но понятно, что операторами этих трат будут ФПГ из «ближнего круга» и связанные с ними клиентелы. Губернаторы и полпреды будут не в состоянии отследить многомиллиардные траты, поэтому аудиторами или даже прокураторами над ними были назначены «высшие чиновники» из правительства, каждый из которых является клиентелой своего патрона. Схема кураторства будет сохранена и в случае отставки, а вот «нарезка» округов или фамилий кураторов может и поменяться.

Илья Гращенков, политолог