Posted 1 сентября 2021,, 12:37

Published 1 сентября 2021,, 12:37

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Андрей Никулин. Энергию нужно куда-то сливать

1 сентября 2021, 12:37

Перечисляя причины, которые могут вытолкнуть боевиков во внешнюю экспансию из почти покоренного, по крайней мере на данный момент, Афганистана, называют религиозный фанатизм, стремление помочь «угнетенным» единоверцам Средней Азии, необходимость занять оставшихся без единственной известной им работы сотни тысяч вооруженных людей, стремление политических эмигрантов из среднеазиатских стран вернуться с победой домой, жажду наживы, но забывают один из главнейших человеческих мотиваторов — секс.

В традиционном, тем более исламском традиционном обществе, особенно в том квазисредневековом варианте, к которому стремятся новые афганские хозяева, в дефиците не только жизненно-важные продукты питания, но и вышеупомянутая плотская близость.

Если у одного «уважаемого» человека четыре жены, благо больше шариат не позволяет, и полдюжины наложниц, кстати, возможно, ему столько и не нужно, но положение обязывает, — то оставшиеся девять мужчин вынуждены как-то обходиться без женского внимания. Тем более, что случайные связи в обществе, где женщины приравнены к движимому имуществу и укрыты от посторонних глаз, практически исключены.

Умножаем вышесказанное на крайне молодое, со средним возрастом до двадцати лет афганское общество, прибавляем к этому печальное понимание большинством молодежи, что на выкуп невесты им не заработать никогда и получаем гремучую, кипящую и пассионарную смесь.

Как решались такие проблемы в средние века, куда стремится теперь Афганистан? У бая отобрать жен нельзя, он ими обладает в силу традиций и авторитета, остается набег или завоевательный поход на соседей, в котором ты или сложишь голову вместе с проблемами, или вернешься на коне и с добычей.

Кстати, многие, примкнувшие к халифату в гораздо более развитом и эмансипированном, но пораженном подобными же проблемами ближневосточном регионе, руководствовались схожей идеей — набег обкуренных боевиков на тачанках в махновском стиле, взятие городов, добычи и рабов было одной из главных тем пропаганды «черных».

Можно долго выстраивать графики, проводить экономические и социологические вычисления, но кипучая первобытная энергия требует выхода и остается фактом. И, кстати, лидеры талибов («Талибан» — запрещенное в России террористическое движение) это, подозреваю, так же понимают и будут вынуждены, даже если они в душе вдруг стали сторонниками мира, соответствовать настроениям своих бойцов. Которые пока полоротые от радости катаются на каруселях и порют зазевавшихся на базаре женщин, но скоро задумаются о будущем и своих жизненных перспективах.

Энергию нужно куда-то сливать, явно не в союзный Пакистан, где живут такие же пуштуны, и вряд ли в Иран, готовый выставить в ответ не менее отмороженных фанатиков, остается одно направление, исторически привычное для набегов — Север, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан.

Андрей Никулин, преподаватель философии