Posted 8 сентября 2021,, 14:13

Published 8 сентября 2021,, 14:13

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Дмитрий Милин. При смене власти быстрых улучшений не произойдет

8 сентября 2021, 14:13

Продолжим возвращение из мира иллюзий в реальность.

Россия страна с сырьевой экономикой и остатками убыточного советского оборонного комплекса, которая застряла в стадии постиндустриального перехода с высокой долей людей, не занятых на производстве, а занятых охраной, контролем, управлением (крайне низкого качества, кстати), службой и т. д.

Наш основной экспортный товар нефть (и чуть-чуть газ) сильно упал в цене, а также в объемах продаж, и это неминуемо ведет к падению уровня жизни. При сохранении у власти Путина это будет медленное угасание с последующим банкротством страны а-ля СССР в 1991 году или Дефолта 2.0, как в 1998-м (стадию залезания в долги еще не начали, но альтернатива ей только печать необеспеченных денег, кстати, раздача под выборы 0,5 трлн пенсионерами военным — это именно оно). Никаких надежд на улучшение жизни при сохранении власти Путина — нет, но вполне можно получить несколько лет, но уже не десятилетий сносных (в среднем, у некоторых наступит полнейшая нищета), но постоянно снижающийся уровень жизни до наступления экономического краха с гиперинфляцией и всеми «красотами», за которые многие не любят «1990-е».

При смене власти быстрых улучшений не произойдет, более того, минимум (!) первые год-два вообще начнется управленческий хаос, особенно, если новые власти займутся массовой люстрацией нынешних госуправленцев.

Горькая правда состоит в том, что особо лучше государственных управленцев найти не выйдет ни у кого. Ни у демократов, ни у коммунистов, ни у националистов. Сама идея о том, что в экономике может что-то улучшиться, если чиновники ей будут лучше управлять — ошибочна. Государство всегда усилиями своих чиновников будет управлять экономикой или плохо, или катастрофически плохо. Чиновник-бюрократ не способен заниматься конкурентным бизнесом. Рулить монополией, покрывая убытки монопольно высокими ценами или льготами/дотациями из бюджета, он может, а вот вести прибыльный бизнес на конкурентном рынке не может. Бизнес — это дело предпринимателей, коих у нас мало. Надежды на то, что вдруг (при запуске нового «НЭПа») из «гаражной экономики», которая у нас живет в режиме полного или частичного ухода от любых налогов, вырастут нормальные компании, не велика, хотя и возможна. Но нормальная экономика это достаточно крупные производства. Нынче в гараже даже с Джобс с Возняком iPhone собрать не могут.

Вот тут мы и придем к одной очень неприятной, у большинства живущих от бюджетных денег, развилке. Если мы хотим развития экономики, тогда надо снижать налоги на бизнес, что автоматически приведет к снижению и без того низких социальных расходов для большинства (это очень важно) населения, так или иначе живущего за счет государства. Значит, проголосуют они на следующих выборах против тех, кто снизил им уровень жизни.

А при сохранении текущего налогообложения бизнеса для сохранения текущего уровня социальных расходов никакого бурного экономического роста при любой власти получить невозможно.

Так что у властей после Путина при сохранении низких цен на нефть есть две альтернативы: или продолжить смотреть на медленное угасание экономики до краха, как и при сохранении власти Путина, или начать болезненные реформы со снижением налогообложения бизнеса и сокращением социальных расходов, заслужив о себе «память» и репутацию Егора Гайдара. Что-то мне кажется, что повторять «подвиг Гайдара» начала 1990-х желающих не найдется.

Дмитрий Милин, публицист