Posted 8 сентября 2021,, 17:59

Published 8 сентября 2021,, 17:59

Modified 30 марта, 08:28

Updated 30 марта, 08:28

Арина Холина. Родители не хотят намекать детям, что мир небезопасен

8 сентября 2021, 17:59

Двух 10-летних девочек похитил, изнасиловал и убил 41-летний мужчина, уже судимый за «насильственные действия сексуального характера». Об этом даже писать невыносимо — со слов должна капать кровь, настолько больно и страшно думать об этой трагедии, но получается, да, сухо и как-то официально. Этого человека уже судили за «насильственные действия сексуального характера», и даже не очень пристально следили за тем, что он нарушает условия надзора.

Анна Кузнецова, омбудсмен по делам детей, мгновенно вернулась к своей давней теме — к пожизненному наказанию педофилов. Обычно как-то не думаешь, как их наказывают, но, да, странно, что тут нет категоричности. Если они разрушают чужую жизнь — и это остается с жертвами навсегда, то пусть сами сидят до конца своих дней. Они заслуживают жить среди нас? Я так не думаю. Насильник, у которого брала интервью Собчак, заслужил выйти на волю через 17 лет? Я уверена — нет, не заслужил.

Кузнецова сказала, что работает над «обучением детей безопасному поведению» — и в реальности это даже еще более важно, чем то, сколько будут сидеть педофилы.

В детстве папа чуть ли не каждый день повторял, что если подойдет какой «дядя» и предложит, допустим, конфетку или что-то еще соблазнительное, то надо немедленно орать и убегать очень быстро. Некоторые родители не очень хотят намекать детям на то, что мир небезопасен, в нем есть зло, но… в мире есть зло. И оно встречается куда чаще, чем хотят знать сами родители. У нас за детским садом прятался мужик с членом. Он тряс им и перед детсадовскими, и перед нами, детьми постарше, которые гуляли на площадке. Одну девочку в 11 лет в лифте зажал мужик, который заставил смотреть, как он себя трогает. В метро к девочкам (а, может, и к мальчикам) прижимались взрослые «дяди». Это то, что тебя окружает с детства. Но тогда эти разговоры не были медийными, поэтому родители сами же избегали таких страшных тем.

Мы, дети, понимали, что во всем этом есть опасность. Но когда все это как бы тайно, мало кто об этом говорит (особенно так настойчиво, как мой отец), то некоторые впадают в растерянность, если сталкиваются с этим. Взрослые же — это защита. И если вежливый мужчина предлагает сладости, то это и соблазнительно, и отказаться вроде невежливо. Дети знают, как себя вести в таких случаях? Конечно, не знают. А они должны знать, и должны уметь себя защитить в меру сил. Орать. Папа учил меня громко орать в любой непонятной ситуации. Не стесняться этого. Лучше выставить себя дурой, чем попасть в беду. Однажды, кстати, за две улицы от дома, меня зажал мужик. В 7 лет. Среди бела дня, после школы. И я орала. Какая-то женщина отвела меня домой. Что-то можно предотвратить, если не замалчивать, если обсуждать это с детьми.

Жуткая, сложная, страшная тема. И нет гарантий — все люди разные, кто-то не может отказать, сколько ни внушай, не повторяй. Но я по себе знаю — мне очень помогли советы отца, его постоянное внимание к этому. Детство никогда не бывает безоблачным и безопасным. И лучше знать это с самых ранних лет.

Арина Холина, журналист, блогер