Posted 2 октября 2021,, 15:16

Published 2 октября 2021,, 15:16

Modified 30 марта, 08:26

Updated 30 марта, 08:26

Александр Кушнарь. Почему авторитарные режимы боятся демократических соседей

2 октября 2021, 15:16

Почему власти Китая пытаются лишить суверенитета Тайвань и уже добились этой цели в отношении свободного Гонконга? По той же причине, по которой и Путин пытается лишить суверенности Украину. Авторитарные режимы в Пекине и Москве опасаются, что их демократические соседи продемонстрируют населению внутри «империи» доказательство преимущества плюралистических институций. Оно заключается в том, что доступ к ресурсам в таких обществах распределен между всеми его членами куда более равномерно, нежели в условиях абсолютизма.

Хочет ли абсолют, привыкший к тысячелетней монополии на ресурс, добровольно расстаться с теми политическими инструментами, которые обеспечивают ему эту монополию? Вопрос риторический. Вот почему он будет насмерть биться против демократических институций, в условиях которых он не продержится и дня — просто не выдержит конкуренции за ресурс.

В эти дни центральное правительство КНР вновь направило десятки военных самолетов в сторону тайваньской автономии — якобы для проведения учений, а на самом деле для отработки нападения на остров. Война за Тайвань неизбежна так же, как она была неизбежна в случае с нападением России на Украину. Первый шаг уже сделан: гонконгская демократия разгромлена, а предпринимателям по всей стране рекомендовано поддерживать курс партии («лучше по-хорошему хлопайте в ладоши»).

Что дальше? Нащупав потолок потенциала автократической экономики, Китай переходит к стагнации под детский лепет о мощи китайской экономики: не может быть никакой истинной экономической мощи без демократии! Труд рабов неэффективен: невозможно выращивать клубнику под гильотиной. Все вменяемые китайцы будут голосовать ногами в сторону от Великой китайской стены, как сейчас все вменяемые россияне голосуют бегством в сторону Украины, Грузии и Шенгенской зоны. Китайский режим переходит в фазу, в которую Путин нырнул 10 лет назад.

В России процессы идут тем же чередом, только быстрее — в силу меньших масштабов населения. Для обоих режимов «все будет СССР» (который, напомню, тоже когда-то считался «быстрорастущей» экономикой — в период с 1920-х по 1960-е, а потом исчерпал свой автократический потенциал).