Posted 7 октября 2021,, 10:20

Published 7 октября 2021,, 10:20

Modified 30 марта, 08:26

Updated 30 марта, 08:26

Алексей Филатов. Станут ли Толстой и Достоевский российскими агентами влияния?

7 октября 2021, 10:20

У России есть три союзника — армия, флот, а теперь еще мягкая сила. И если до этого про нее говорили вполголоса, потому что имели в виду финансирование (едва ли не коррупционное) различных НКО, партий, политиков и лоббистов в иностранных государствах. Теперь практически в полный голос: в российском МИДе вскоре может появиться новый департамент по международному сотрудничеству в области культуры, науки, образования и спорта.

В министерстве прямо говорят: структура будет заниматься разработкой стратегии и координацией действий России в области так называемой мягкой силы. Но не дублировать усилия Россотрудничества, а выстраивать собственную работу. Судя по всему, речь о распространении по всему миру собственных агентов влияния из числа местного населения. В России таких сейчас называют «организациями иностранными агентами», «СМИ-иноагентами» и «физлицами-иноагентами». Если это работает, то почему бы и нашей стране не использовать такой инструмент?

По всему миру ходят легенды о неких русских хакерах, взламывающих почтовые ящики западных политиков. Но это шпионаж, а не совсем мягкая сила.

Влияние на выборный процесс с помощью распространения информации через социальные сети, поддержка политиков, удобных России — уже теплее.

Но главное «оружие» мягкой силы — культура и искусство, наука и спорт, идеи и привлекательные образы. Например, знаменитый русский балет демонстрировал духовное превосходство СССР над «загнивающим Западом», влюблял в Россию публику.

Сама идея мягкой силы предполагает способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. Язык и культура страны в международных отношениях способны влиять на мировую политику и деловые связи.

А значит, новому департаменту предстоит «поставить» на вооружение всю мощь отечественного культурного, духовного и спортивного наследия. От Льва Яшина до Льва Толстого. А иностранцам предстоит разобраться, что же имел ввиду Федор Михайлович Достоевский, когда в «Дневнике писателя за 1876 год» писал: «У нас — русских, две родины: наша Русь и Европа…» И стоит ли этого бояться…

Как говорится, «не верите — мы уже идем к вам».

И скажу еще как боевой офицер: любая мягкая сила лучше даже самой небольшой жесткой.

Алексей Филатов, президент союза офицеров группы «Альфа»