Posted 20 октября 2021,, 07:07

Published 20 октября 2021,, 07:07

Modified 1 февраля, 15:54

Updated 1 февраля, 15:54

Александр Баунов. Новый знак в холодной войне

20 октября 2021, 07:07

Россия закрыла представительство при НАТО, теперь НАТО будет общаться с Москвой как раньше, через посла в Брюсселе. Причина — потому что не слушают, не зовут, игнорируют и сокращают.

Апгрейд российского представительства при НАТО произошел в 2002–2003 годах, когда я еще был на российской дипломатической службе, а НАТО еще не расширилось на бывшие советские республики, а только собиралось. Тогда Россия не имела в виду широко враждовать с Западом, и открытие российской миссии при НАТО, независимой от российского посольства в Бельгии, у нас старались толковать оптимистично. Мол, парадоксальным образом Россия оказывается в Брюсселе раньше и к НАТО ближе, и пользуется благодаря созданному в 2002 году Совету Россия-НАТО большим влиянием в альянсе, чем его новые члены — в том числе три страны Балтии, у которых и миссий полноценных пока нет, и вступать они будут только в 2004 году.

Чтоб было понятно, какое значение всему этому придавали, создание Совета Россия-НАТО провозгласили тогда очередной точкой, последней в холодной войне. Ни у кого такого Совета не было.

Совет был, а любви не было.

Даже молодому дипломату — мне — та оценка казалась слишком оптимистичной. Проблема российского представительства при НАТО всегда и состояла в том, что с ним не советовались. То есть никакого влияния на принятие решений, даже консультативного, у него не было. Сначала страны НАТО советовались друг с другом, а потом общались с российским представителем — энергичным Дмитрием Рогозиным, или умнейшим Александром Грушко (мы, кстати, отлично однажды проехались с ним по Греции). И всех российских представителей ставила в тупик эта фактическая беспомощность, при радостных (а потом уже и не очень радостных) формальностях.

С одной стороны, логично: члены военного альянса общаются сперва друг с другом, а потом с третьей страной. По форме все верно. Но по смыслу — при военном альянсе НАТО сидит представитель величайшей военной силы Европы, России. Совместными усилиями с ней только что удалось избавить Европу от страха большой войны и от противостояния двух военных блоков. И на этом совместные усилия заканчиваются. Спасибо, свободны. Представитель великий державы превращается в декорацию.

Но в этом и было непреодолимое противоречие. Если пустить величайшую военную силу в процесс обсуждения решений военного альянса, сами эти решения будут другими. Сама генетика альянса изменится, а к этому никто там не был готов даже тогда. Если создание Совета Россия-НАТО было точкой в холодной войне, сейчас в ней видимо какой-то другой знак.