Posted 22 октября 2021,, 14:52

Published 22 октября 2021,, 14:52

Modified 1 февраля, 15:58

Updated 1 февраля, 15:58

Илья Гращенков. Валдайские откровения

22 октября 2021, 14:52

Вчера на форуме президент Путин впервые за много лет сделал громкое идеологическое высказывание. Он объявил капитализм изжившей себя системой и продекларировал новую государственную идеологию — умеренный консерватизм. Что это может означать?

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям, что давно продекларировано нашей властью, тут без новостей. Консерваторы во внутренней политике отвергают реформы, расцениваемые ими как экстремизм, противостоят либерализму, требующему политических свобод и социализму, который выступает за национализацию и против частной собственности. Но неожиданно Путин раскритиковал капитализм, как исчерпавшую себя модель. О том, что сам президент изрядно «полевел» за последние годы, мы уже не раз писали. Как и о том, что на смену олигархическому капитализму 90-х приходит нео-советский госкапитализм, который также можно назвать социал-капитализмом.

Движение влево началось после переизбрания Путина на новый срок. В 2019 году он заявил, что возврата к социализму не может быть. Однако оговорился, что не может «в полной мере», так как страна изменилась и переход к социализму чреват большими потрясениями. Но он допустил, что «какие-то левые силы могут прийти к власти», правда, исключив возможность национализации. Поправки в Конституцию и выборы в Госдуму закрепили «образ будущего» власти в виде дешевого «борщевого набора» и разветвленной системы льгот. В ходе кампании «партию власти» как раз укоряли за то, что она утратила явную идеологическую базу и стала лишь надстройкой над правительственным базисом. Ну, так вот, теперь Путин эту идеологию официально обозначил, хотя вернее было бы определить ее не как умеренный, а как социальный консерватизм. Возможно, что при таком раскладе, в будущем «правую» ЕР вполне может сменить новый объединенный социалистический проект (на базе КПРФ, СРЗП, Пенсионеров и РПСС).

Часть элит настроена иначе. К примеру, Алексей Кудрин выступает против госсектора в экономике и схожего видения придерживается большая часть «сислибов». Сейчас в России планово-рыночная экономика, которая работает не под нужды страны, а под нужды заинтересованных лиц. Главное в предложении Кудрина — провести новую масштабную приватизацию. Похоже, что путинский консерватизм противопоставлен этой идее и подразумевает скорее раскулачивание олигархов по Белоусовской модели с последующей мобилизацией экономики. Слова Путина наверняка вдохновят блок охранителей и силовиков, которые увидят в словах начальника призыв — не медлить.

Важную роль в новом социал-капитализме играет цифровизация. Она позволяет в корне поменять саму систему управления, которая не будет ни «левой», ни «правой», а чем-то деидеологизированным, наподобие китайского менеджмента. Технологии позволят трансформировать государство в сторону «идеального СССР», которым по сути своей является сословное общество на современной технологической основе или «цифровой феодализм».

Консерватизм — очевидный выбор идеологии на этапе трансфера власти. А его умеренность будет состоять в том, что система продолжит балансировать между всеми возможными сценариями, вплоть до финального этапа. Проще говоря, гайки раскручивать не будут, но и закручивать дальше будут с осторожностью.

Илья Гращенков, политолог