Posted 25 октября 2021,, 12:01

Published 25 октября 2021,, 12:01

Modified 1 февраля, 16:00

Updated 1 февраля, 16:00

Константин Сонин. Адекватное восприятие прошлого

25 октября 2021, 12:01

Город Франклин в штате Теннесси нашел правильное решение — вместо того, чтобы сносить памятник конфедератскому солдату на центральной площади, поставили на той же площади памятник чернокожему добровольцу армии, защищавшей единство страны. В последние годы снос памятников стал довольно активным — и временами наряду с памятниками расистам и расизму (многие конфедератские памятники поставили через пятьдесят лет после войны как символы расового превосходства), под угрозу попадают и памятники великим людям, которые среди прочего были рабовладельцами и расистами. Тот же Томас Джефферсон.

Понятно, что среди великих людей прошлого практически нет никого, кто был бы безупречен по современным меркам. Причем вовсе не по идеалистическим меркам новых пуристов, а по вполне стандартным меркам, которые большинство людей используют, глядя на современников. Редко какой политический лидер не занимался бессудными казнями. Писатели и художники были рабовладельцами, расистами или евгенистами. Про домашних тиранов, доносчиков и конформистов можно и не говорить — это как снег зимой.

У адекватных консерваторов такое предложение: не отрицая омерзительных фактов о жизни великих людей, будем, глядя на памятник, вспоминать о другом. В биографии Наполеона написано об убийстве пленных в Акре и достаточно — его монументам это не должно мешать. Николай II был, судя по его рескриптам на приговорах судов, кровавым маньяком, несмотря на свою тупость и анемичность, но мы будем поминать его как невинную жертву красного террора. Кому нужна полная картина, отыщет ее в библиотеке.

Мне самому ближе мысль о том, что лучше увеличивать количество информации, чем уменьшать. Например, если вопрос стоит — снести памятник, потому что герой был, как выяснилось, гадом в каких-то отношениях, или оставить, умалчивая про гадство — лучшим вариантом может быть «контекстуализация». Например, к статуе Джефферсона, одного из важнейших политических философов в истории человечества и успешного президента США, можно добавить табличку с описанием важных, для контекста, недостатков. И к статуе Колхауна, большого политика эпохи компромиссов, успешного защищавшего позорное рабство на протяжении десятилетий — тоже. В этом случае табличка с информацией может понадобиться побольше, а слова пожестче. Но важно, что сохранится и память (в том числе и память о памяти — кто-то же раньше ценил Джефферсона безоговорочно), и адекватное восприятие прошлого.

Добавление памятников, добавляющих контекст, как сделано во Франклине — тоже хороший вариант. Между прочим, в Москве есть пример такого «добавления без сноса». Это памятник Петру Столыпину, премьер-министру России в начале прошлого века, прославившемуся, помимо земельной реформы, жесткими мерами против революционеров, военно-полевыми судами, виселицами и т. п. Памятник ему стоит посреди Красной Пресни. Кто забыл, это район в Москве, являющийся, фактически, единым мемориальным комплексом, посвященным героям революции. Станции метро, улицы, переулки — все названо в честь них, помимо разных памятников. А посреди всего этого — Столыпин, который вел с революционерами смертельную борьбу.

Коммунисты, взяв власть, расставили повсюду памятники своим героям, уничтожив, где было возможно, память о прошлом. Посткоммунистическая власть не пошла по этому пути — новые памятники, их совсем немного пока, появились не вместо старых, а в дополнение. (Если не считать, что было убрано несколько сотен из десятков тысяч имевшихся памятников Ленину, и несколько статуй на центральных площадях.) И это было совершенно правильно сделано — лучше, чем сносить памятники недостойным, как оказалось, героям прошлого, ставить больше памятников достойным.