Posted 1 ноября 2021,, 16:57

Published 1 ноября 2021,, 16:57

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Андрей Нечаев. К чему приведет ограничение потребительского кредитования

1 ноября 2021, 16:57

Центробанк решил ограничить потребительское кредитование. Последствия будут зависеть от того, что в итоге попадет в список запретов. Есть два вида кредитов, которые составляют значительную часть общего кредитного портфеля. Это автокредиты и ипотека. В принципе они считаются низко рискованными. Однако мировая практика показывает: когда ипотечников становится слишком много и надувается так называемый «кредитный пузырь», он в итоге часто лопается. Далее происходит обрушение рынка недвижимости, и банки, активно развивающие ипотечное кредитование, оказываются в тяжелейшем положении.

Что касается остальных кредитов, от ограничений, безусловно, пострадают производители тех товаров, которые активно продаются в кредит. Это в основном товары длительного пользования.

В целом же нужно отметить, что объем потребительского кредитования за последние год-полтора скачкообразно вырос, растет и просрочка — порядка 10% кредитов называют проблемными с точки зрения обслуживания и риска невозврата. Поэтому озабоченность ЦБ понятна, ведь он отвечает за устойчивость банковской системы. И с одной стороны, допускать чрезмерную закредитованность опасно. С другой — в последнее время именно потребительский спрос был главным драйвером экономического роста, и если ограничить его, это станет еще одним фактором сдерживания. И наращивание потребительского спроса шло во многом за счет кредитов.

Нужно учитывать, что ЦБ уже поднял ключевую ставку и планирует до конца года резко ее поднять, до 8,5%. Потребкредиты станут дороже. Минфин тем временем наращивает заимствования. В итоге частному бизнесу приходится потесниться при размещении ценных бумаг на фондовом рынке. Макроэкономическая ситуация и так не очень благоприятная, а тут еще и потребительский спрос сожмется. Ясно, что результатом будет резкое замедление экономического роста и стагнация.

Андрей Нечаев, экономист