Posted 2 декабря 2021,, 17:25

Published 2 декабря 2021,, 17:25

Modified 1 февраля, 16:30

Updated 1 февраля, 16:30

Алексей Макаркин. Дефицит авторитетов

2 декабря 2021, 17:25

В России время от времени поднимается тема моральных авторитетов — преимущественно в сугубо светской сфере. Что нет больше персоналий, сопоставимых по своему духовному влиянию с академиками Сахаровым и Лихачевым или Солженицыным. Но при этом не стоит забывать, что Сахаров и Солженицын всегда — даже на волне отрицания советского опыта в конце 1980-х годов — были оспариваемыми фигурами. Их авторитет в среде интеллигенции (и то не всей) уравновешивался резким неприятием со стороны многочисленных противников. Вспомним «агрессивно-послушное большинство», устроившее обструкцию Сахарову на съезде народных депутатов.

Академик Лихачев был менее оспариваемой фигурой, но его известность в широких слоях населения не стоит преувеличивать. О Сахарове и Солженицыне много говорила советская пропаганда, хотя, разумеется, и негативно, а труды Лихачева обсуждались преимущественно в профессиональной среде (и он вряд ли был известен больше, чем, например, академик Рыбаков). Широкая известность пришла к нему лишь в 1980-е годы, когда он возглавил Фонд культуры, патронировавшийся Раисой Максимовной Горбачевой — и получил общенациональную трибуну для продвижения своих идей об экологии культуры. Но вскоре роль культуры в российском обществе стала быстро снижаться.

В то же время в более локальной церковной субкультуре такие авторитеты были — это старцы, которые традиционно пользуются среди верующих более высоким почитанием, чем иерархи любого ранга. Но к настоящему времени скончались почитаемые старцы, которые либо стали в молодости жертвами гонений на церковь (архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов), либо были участниками Великой Отечественной войны, как архимандрит Кирилл (Павлов) или популярный в среде крайних консерваторов архимандрит Петр (Кучер). В войну на службу был призван, хотя на фронт по молодости и не попал, и будущий архимандрит Наум (Байбородин), также весьма почитавшийся в консервативных кругах — он умер в 2017 году, меньше чем через год после старца Кирилла, рядом с которым и похоронен.

Что касается старцев следующих поколений, то тяжелый удар нанес ковид, от которого скончались архимандрит Герман (Чесноков) из Троице-Сергиевой лавры (известный как экзорцист) и схиархимандрит Власий (Перегонцев) из Пафнутьево-Боровского монастыря. Пандемия повлияла и на судьбу куда более молодого схиигумена Сергия (Романова), способствовав радикализации его публичной риторики с последующим лишением сана, отлучением от церкви и судебным приговором. В нынешнем году лишен сана и схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) из села Чихачево под Иваново. Патриаршему духовнику схиархимандриту Илию (Ноздрину) через несколько месяцев исполнится 90 лет.

Будут ли новые старцы, сравнимые по своему влиянию с прежними поколениями? Старцы будут — всегда есть люди, которые нуждаются в совете и ободрении. А вот с влиянием все может быть сложнее. Больше нет с нами ни старцев-ветеранов, ни старцев, прошедших через лагеря — у людей новых поколений нет такой харизмы. Ушли в историю советские времена, когда к старцам нередко ехали тайно, опасаясь проблем на работе. Уходят в историю и 90-е годы, когда к старцам потянулись самые разные люди — и растерянные от краха привычного мира, и стремившиеся замолить грехи — и те, и другие были готовы подчиняться духовному авторитету. Современное же православное спонсорство в куда меньшей степени связано с таким авторитетом — речь часто идет о более рациональной системе отношений. Поэтому сейчас и в церкви возникает дефицит авторитетов.