Posted 6 декабря 2021,, 15:20

Published 6 декабря 2021,, 15:20

Modified 30 марта, 08:23

Updated 30 марта, 08:23

Михаил Макогон. Бесценные клады советских брендов

6 декабря 2021, 15:20

Вы ж видели трейлер нового «Ну, погоди!». Не обсуждаем анимацию, персонажей и Гарика Харламова. Есть тема лучше.

«Дисней» все вечно щемят за коммерческую эксплуатацию своих старых хитов. Отчасти справедливо. Действительно, не слишком много культурной ценности в том, чтобы покадрово переснять «Короля Льва» в реалистичном 3D.

Гигагерцы выше и ядер больше. За 30 лет научно-технический прогресс шагнул вперед, на каждый волосок в анусе Пумбы можно бросить столько вычислений, сколько не было у всего НАСА в 1992 году. Мы поняли.

Не все ремейки шлак, но само направление мысли — довольно вульгарный, паразитический заработок легкого бабла. Новая история — это риск, а «Король Лев» свой ярд набьет не приходя в сознание.

С другой стороны есть «Союзмультфильм». Он не занят коммерцией, он занят черт-те чем. До того черте чем, что про 80% его релизов последних 20-ти лет нет даже статей в «Википедии». По статье в «Википедии» есть про каждую серию короткометражек о Шерлоке Холмсе Александра Бубнова, совершенно авторских мультиках, не известных за пределами фестивалей, а про релизы «Союзмультфильма» нет.

Ни к одному из трех реальных хитов («Смешарики», «Маша и Медведь», франшиза «Богатырей») отечественной анимации советский государственный монстр не имел ни малейшего отношения. Последняя его минута славы настала прямо на излете «лихих 90-х» с Незнайкой на Луне.

Занимаясь черте чем, он постоянно, причем без стеснения, но с вызовом, грозится «возродить советскую классику». В его случае это не эксплуатация бывшего в употреблении продукта, ввиду импотенции на создание нового, но национальная идея.

В том и разница. Вторичные поделки «Диснея» — это коммерческие продукты. Они существуют потому, что продаются зрителю. Потому что у каждой мамы и каждого папы сегодняшнего 5-летнего 25 лет назад в тумбе под телевизором стояла кассета с «Королем Львом», пересмотренная столько раз, сколько есть ресурса у пленки. В расчете на то, что этот 5-летний родителями будет доставлен в кинотеатр — можно сначала нарисовать себе годовой бонус, следом — заглавие в сценарий.

Идея «возродить советскую анимацию» может продаваться только начальству, только его мозоль теребить. Родители сегодняшних потребителей детских мультиков не росли на «Ну, погоди!», не росли на «Простоквашино», «Чебурашке».

Это мое поколение. Для которого существовали советские мультики, существовали как факт жизни, просто фоном, на безрыбье этот фон даже иногда смотрели. Но ими не обменивались, как «Далматинцами», «Землей до начала времен», «Томом и Джерри», «Черепашками ниндзя», ради них не вскакивали спозаранку в субботу, как ради «Дисней клуба».

Сегодняшние 30-35-летние, родители маленьких детей, росли сначала на «Диснее», следом — на «ФоксКидз», «Никелодеоне», «Пиксаре» и «Дримворксе».

Ничего плохого не хочу сказать про «Ну, погоди!». Для своего места и времени это был ок. На фоне прочих советских поделок, кукольных мультиков о дружбе кролика с лисичкой, в перерыве трансляций партийных съездов, это было даже, наверное, хорошо.

Но не рядышком с «Томом и Джерри». Не рядышком с «Черным плащом», «Утиными историями», «Чипом и Дейлом». Для того поколения, у которого еще не было интернета, но уже был выбор — советская мультипликация никакой не культурный референс. А именно оно — поколение тех, кто платит сегодня за детей.

Дело даже не в том, что вот этот гигант — «Союзмультфильм», в который за последние десять лет влили полтонны денег, выбросил с водой такого качества продукт, с которым лет 15 как нельзя приходить на фриланс — рисовать анимашки для мази от геморроя.

Дело в том, что в головах людей, принимающих решения, действительно живет реальность, где «советский бренд» — это такой потаенный клад, близкий сердцу каждого, который только копни — польется нефть.

И не только в государственной мультипликации у нас вполне искренняя вера управленцев (как побочный эффект несменяемости и консервации) в то, что на них история закончилась. Что страна, которой нет 30 лет, приметы страны, которой нет 30 лет — как прежде влекут широкие массы граждан. Даже тех граждан, что физически родились позже.

Михаил Макогон, публицист