Posted 22 декабря 2021,, 12:33

Published 22 декабря 2021,, 12:33

Modified 30 марта, 08:23

Updated 30 марта, 08:23

Алексей Макаркин. Особенности первой сессии Госдумы восьмого созыва

22 декабря 2021, 12:33

1. Дума продолжает быть местом для дискуссий, причем с использованием различных механизмов — от классических (пленарные заседания, работа в комитетах, парламентские слушания) до новых (коммуникация с помощью «Телеграма»). Активное обсуждение перед первым чтением законодательства о QR-кодах, которое волнует абсолютное большинство россиян, привело к тому, что один из законопроектов был снят с рассмотрения. Второй принят в первом чтении, но дальнейшие события развиваются в рамках нормальной процедуры внесения и рассмотрения поправок, в ходе которой его содержание, скорее всего, будет смягчено. Таким образом противодействие пандемии не привело к законодательной «чрезвычайщине», нет импульсивных решений, способных вызвать общественное недовольство.

2. КПРФ наиболее активно аккумулирует протестные настроения, что стало очевидным еще в ходе избирательной кампании. Однако с ней конкурируют «эсеры», вернувшиеся к приоритету социальной тематики и соперничающие с коммунистами на этом поле, а не в сфере истории и отношения к Сталину (что вполне рационально). КПРФ при этом оказалась в обороне в связи с делом Рашкина. ЛДПР вынуждена маневрировать — потеряв часть голосов на думских выборах, она стремится вернуть популистский электорат, проголосовав против законопроекта о QR-кодах. Эти же тенденции продолжатся и в следующем году.

3. Нынешняя Дума — первая за много лет, в состав которой входит пять депутатских фракций. Соответственно, впервые после 2003 года, когда СПС проиграл думские выборы, в парламенте есть фракция («Новые люди»), способная наряду с «Единой Россией» поддерживать непатерналистские законы. Таким образом происходит распределение ответственности в социально-экономической сфере при политической лояльности «Новых людей» (если СПС в третьей Думе эволюционировал в сторону большей оппозиционности, то «Новые люди» по этому пути не пойдут).