Posted 11 января 2022,, 14:34

Published 11 января 2022,, 14:34

Modified 1 февраля, 16:53

Updated 1 февраля, 16:53

Алексей Макаркин. Токаев не спешит принимать решения, которые могли бы ограничить его власть

11 января 2022, 14:34

Касым-Жомарт Токаев утвердился в качестве реального лидера Казахстана. Он назначил устраивавшего его премьера — Алихан Смаилов был его кандидатом еще в прошлом году, но тогда Нурсултан Назарбаев фактически заветировал это назначение, опираясь на большинство в только что сформированном парламенте. Теперь назарбаевское большинство, проголосовав за премьера, присягнуло на верность Токаеву.

Токаев в своем выступлении упомянул елбасы, но в весьма негативном контексте — что при нем в Казахстане появились супербогатые люди, которым сейчас предложено делиться, отчисляя средства в специальный фонд, который будет находиться под контролем Токаева. При этом они не получают гарантий сохранения своих ресурсов — пожертвования становятся необходимым, но не достаточным условием для этого. Характерен и финальный призыв «Вместе мы построим новый Казахстан». Таким образом Токаев окончательно отстраивается от своего бывшего патрона, но при этом не обличая его (прямая критика была бы негативно воспринята элитами, особенно с учетом многолетней принадлежности Токаева к команде елбасы).

Анонсированный скорый вывод сил ОДКБ (начало через два дня, всего в течение не более чем 10 дней) должен продемонстрировать самостоятельность Токаева как лидера — похоже, что именно для этого инициировался вчерашний саммит. Продемонстрировано стремление установить реальный контроль над КНБ как ключевой силовой структурой, которая ранее полностью находилась в сфере интересов Назарбаева.

Политические реформы отложены минимум до осени — Токаев не спешит принимать решения, которые могли бы ограничить его власть (отсюда и перечисление уже проведенных ранее по его инициативе «косметических» реформ, которые он явно считает достаточными на сегодняшний момент). Гражданскому обществу обещан лишь диалог в ходе выработки реформ — но формат и партнеров определит власть. Зато много внимания меритократии, развитию депрессивных регионов и социальной справедливости — как реакция на протест. Отсюда и мораторий на повышение зарплат начальству — популистский шаг, который призван понравиться недовольному населению.