Posted 13 января 2022,, 11:38

Published 13 января 2022,, 11:38

Modified 1 февраля, 16:55

Updated 1 февраля, 16:55

Ирина Якутенко. Три гипотезы про омикрон

13 января 2022, 11:38

С вами ставшая традиционной рубрика «Плохие новости», правда, слегка смягченная, так как данные все еще предварительные. Департамент здравоохранения штата Нью-Йорк представил статистику по госпитализации детей с коронавирусом после появления в стране омикрона, и она очень неприятная. По сравнению с остальными возрастными группами этот показатель непропорционально высок: в декабре госпитализация детей до 18 лет с коронавирусом в Нью-Йорке (в смысле, в городе, не во всем штате) выросла в 17 раз, среди населения в целом — в 7 раз.

У части детей SARS-CoV-2 обнаружили уже в больнице, то есть они поступили с другими проблемами, но у 60% причиной госпитализации были именно осложнения ковида. Впрочем, есть подозрения, что основные заболевания хотя бы у части детей, попавших в больницы по другим причинам и получивших позитивный результат теста уже в госпитале, обострились именно из-за коронавируса. Потому что таких детей тоже поступает непропорционально много: их доля выросла в 15 раз, по сравнению с аналогичным периодом в прошлые годы.

54% попавших в больницы с коронавирусом не имели серьезных проблем со здоровьем, то есть это не дети из групп риска. Напомню, до сих пор мы полагали, что коронавирус представляет опасность именно для них, а у детей без проблем со здоровьем чаще всего протекает легко.

Так как данные предварительные и их пока мало, строгого объяснения происходящему нет. Очевидных предположений несколько. Первое: по сравнению с дельтой омикрон вызывает более тяжелое течение у неиммунных. В отчете Департамента здравоохранения штата Нью-Йорк нет данных о том, сколько из госпитализированных детей имеют антитела к SARS-CoV-2, но зато есть данные по вакцинации. Из попавших в больницу детей в возрасте от 5 до 11 лет прививку получили 4%, в возрасте от 12 до 17 лет — 26%. То есть большинство госпитализированных детей были непривиты. Да, кто-то из них мог ранее переболеть короной, и нужно ждать уточнения информации по иммунному статусу детей, у которых омикрон дает тяжелые симптомы, но что-то, похожее на тенденцию, уже намечается.

Вопрос, удастся ли ее подтвердить, пока открыт: хотя в мире по-прежнему есть люди, умудрившаяся за два года не привиться и не заболеть ковидом, их не так уж много, они разрознены, и не факт, что удастся собрать данные о них для качественного анализа. Дети в этом смысле более удобная категория: вакцины для них появились позже или не появились вообще (категория 0–5 лет), и доля непривитых среди них выше, чем в среднем по населению — по крайней мере, в развитых странах. Кроме того, это особая группа: родители бдят и с большей вероятностью обратятся к врачу в случае каких-то проблем.

Вторая гипотеза: омикрон более патогенен для детей, чем предыдущие штаммы. Опять же, для подтверждения нужно сравнение с неиммунными взрослыми, а его пока нет, и неизвестно, будет ли. Можно попробовать подтвердить косвенно, изучая патогенез, но этот путь вряд ли даст нам ответ в обозримом будущем — пока даже патогенез MIS-C, мультисистемного воспалительного синдрома у детей, развивающегося у некоторых из них после заражения коронавирусом, неясен, а уже два года прошло.

Третья гипотеза: резкий рост госпитализаций детей не связан с короной, это артефакт чего-нибудь. Осталось только придумать, чего, но, возможно, какое-то нестрашное объяснение найдется.

Чтобы не создавать ненужную панику, уточню, что пока детей по-прежнему госпитализируют с ковидом намного реже, чем взрослых и особенно пожилых взрослых. Но относительный рост госпитализаций в этой возрастной группе после прихода омикрона многократно вырос — это мы видели и в Южной Африке, и в Англии, и теперь вот в США. Плюс, мы знаем, что сам по себе коронавирус не так уж чтобы совсем безопасен: недавно было показано, что у переболевших детей чаще развивается диабет 1 и 2 типа, хотя, опять же, абсолютные цифры детей, у которых это произошло, небольшие, и такие последствия бывают и после других вирусных заболеваний.

Все это вместе говорит о том, что нам срочно нужны хорошие исследования по сравнению рисков вакцинации детей и ковида для детей. Очень многие по-прежнему уверены, что лучше не прививать детей «от греха», потому что ковид им не страшен, а у прививок есть побочные эффекты. Да, они есть, но редкие и в абсолютном большинстве случаев неопасные для жизни. А вот ковид, как видим, всегда рад преподнести очередной неприятный сюрприз. Не говоря уже о том, что невакцинированная прослойка детей создает кормовую базу для распространения вируса, результат которой — больницы, заполненные взрослыми. Которые, не будь этой прослойки, не заболели и не свалились бы в тяжелое течение. В общем, есть о чем порассуждать.

Ирина Якутенко, научный журналист, биолог