Posted 18 января 2022,, 12:09

Published 18 января 2022,, 12:09

Modified 1 февраля, 16:59

Updated 1 февраля, 16:59

Игорь Чубайс. Механизм увековечивания

18 января 2022, 12:09

Казахстан, еще раз про прерванную революцию.

(Три вывода)

Посттоталитаризм — почему существующая политическая система не работает.

Первое. Попытка Назарбаева создать механизм транзита власти от одного авторитарного вождя к другому (возможно — менее авторитарному) потерпела крах и не сработала. Этот срыв еще раз подтвердил — авторитарный режим, точнее — персоналистски-авторитарный режим, заточен на одно конкретное лицо. И это лицо можно либо свергнуть, либо сохранять до момента, когда оно само начнет ломаться и прогибаться. Власть любого «елбасы-нацлидера» относительно мирно и легитимно передать в новую систему невозможно. Авторитаризм изменяется и трансформируется только через кровь и насилие. Здесь работает тот фундаментальный принцип мироустройства, согласно которому одно качество переходит в другое не постепенно, а сразу. Движение либо левостороннее, либо правостороннее, женщина либо беременна, либо нет, специализированный вагон либо для курящих, либо для некурящих. Ну, а режим — либо авторитарно-тоталитарный, либо демократический! Между ними — пропасть.

Не пройду мимо нашей истории и щелкну тех, кто не видит принципиальной разницы и отождествляет историческую России и СССР. Процедура смены власти при совке вообще отсутствовала, в авторитарной РФ-ии она также отсутствует. Здесь разрабатывается механизм увековечивания, а не смены руководителя. В царской России еще Павел I в 1797 году разработал, прописал и утвердил самые современные по тем временам, четкие правила смены императора.

Второе. В Казахстане (как и в Беларуси), где на улицы вышел обездоленный, возмущенный и протестующий народ, протест, тем не менее, носил мирный характер. Теперь, благодаря появившимся свидетельствам участников и очевидцев, стало понятно — в Алматы именно целенаправленные действия и провокации подготовленных властями силовых группировок привели к переходу протеста из мирного в силовой. Авторитарная власть всегда готова стрелять в собственный народ (в Казахстане убито больше 200 человек, более 10 000 — арестовано). При этом режим не несет никакой ответственности и традиционно во всем обвиняет самих граждан. Чем скорее общество это осознает, тем скорее исчезнет абсурдное клеймо «иноагент».

Записанный в Конституции принцип — «единственным источником власти является народ» в авторитарном государстве не работает! Здесь источник власти не народ, а сама власть.

В этом контексте напомню некоторые сюжеты из прошлого.

Весной 53-го, сразу после смерти Сталина, Берия объявил амнистию. На свободу были выпущены тысячи уголовников, которые устроили массовые разборки на улицах больших городов. Цель Берии была проста — ссылаясь на жуткий бандитизм, потребовать увеличить бюджет МВД и усилить давление на общество. Похожая ситуация была и в Киеве, где в феврале 2014 года на улицах города появились так называемые титушки. Согласно ряду сообщений, в Казахстане в дни протестов на свободу были выпущены заключенные из тюрем, а верховодил погромами известный у казахов вор в законе. Ответственность за происходившее власти никогда не принимают, обвиняя во всем самих граждан.

Третье. Официальная постсоветская пропаганда, точно так же, как и советская, не способна рационально анализировать и объяснять причины антивластных процессов и конфликтов. Если о них и говорят, то «негатив» всегда истолковывается не неправильными действиями правящего класса, не ошибочным устройством политсистемы, а абсурдными и мифическими «происками врагов». На Казахстан напало 20 тысяч подготовленных и обученных террористов… Беларуси угрожают… польские танки.

Официальные историки так и не дали ответ на вопрос — почему распался СССР. Не удивительно, что МИД РФ в декабре прошлого года потребовал от Госдепа США нарушить международное право и не принимать в НАТО государства, прежде входившие в состав «Советского Союза». Иными словами, Москва декларирует невыполнимую цель — повернуть колесо истории вспять, съесть то, что уже было съедено.

Власти так и не признали, что главная катастрофа — не распад, а создание СССР.

Игорь Чубайс, доктор философских наук