Posted 3 марта 2022,, 09:59

Published 3 марта 2022,, 09:59

Modified 1 февраля, 17:31

Updated 1 февраля, 17:31

Владислав Иноземцев. Потери от санкций скоро заметят все

3 марта 2022, 09:59

Уже почти неделю США, Великобритания, континентальные страны Европы, а также Канада, Австралия, Япония — всего 36 стран — вводят все новые санкции против России. Признаться, я не предполагал, что столь жесткие ограничительные меры могут стать реальностью за такой короткий срок. В прошлый четверг я написал для испанской газеты La Razon текст о тех максимально радикальных мерах, на которые Запад, по моему мнению, мог бы решиться, — но уже в воскресенье, когда текст вышел, все описанные мной «страшилки» были имплементированы.

Российская экономика понесет от санкций тяжелые потери, которые скоро заметят все. Однако логика санкций такова, что с определенными потерями придется столкнуться и странам-инициаторам санкционной политики. Если США практически не зависят от экономических связей с Россией (по официальным данным, накопленные американские инвестиции в России в 55 раз меньше европейских [если включать сюда Великобританию и Швейцарию], а товарооборот России с США в 8 раз меньше, чем с Европой), то европейские страны несомненно пострадают от санкций.

И речь даже не о несчастных лондонских адвокатах, помогавших российским олигархам отмывать деньги, но прежде всего о европейских обывателях, которым придется столкнуться с ростом цен на тепло и электроэнергию. Европейский бизнес не так сильно пострадает от санкций, т. к. экспорт в Россию, составлявший недавно почти 80 мрлд евро, не превышает 0,5% ВВП региона и никак не упадет до нуля — когда, например, Россия ввела эмбарго на закупки европейской аграрной продукции в 2014 году, сельскохозяйственный экспорт из ЕС за три последующих года вырос на 13,5%. Но вот энергетическая составляющая может оказаться весьма существенной.

Хотя эмбарго на энергоносители не объявлено (и многие европейские страны, в том числе Германия и Австрия, возражали против многих антироссийских санкций, именно полагая, что они могут дезорганизовать поставки нефти и газа [сейчас на импорт из России приходится по 40% потребляемого в ЕС газа и угля и около 35% нефти]), цены на нефть и газ в последние дни обновляют многолетние (по нефти Brent на уровне $111/баррель) и исторические (по газу в голландских хабах на уровне $2250/тыс. куб. м) рекорды. Это трансформируется в рост цен на электричество и тепловую энергию — в отдельных странах ЕС он составил за год 6-8 раз. Скоро наступают весна, а затем лето — но, как и в 2021 году, газовые хранилища могут снова наполняться очень медленно, на этот раз из-за дефицита сырья.

Западные страны попытаются сейчас делать все возможное для обретения независимости от российских поставок. Уже ускорены переговоры с Ираном — если ядерная сделка будет восстановлена, удастся снять ограничения на иранский нефтяной экспорт. Ведутся переговоры с Катаром об увеличении поставок СПГ. Будет ускоряться зеленый энергопереход. Однако нет ни малейшего сомнения, что Европа потеряет несколько десятков миллиардов евро, переплачивая за газ, нефть и электричество в ближайшие год или два. Это, конечно, не остановит ее развития и не станет катастрофой для потребителей, но подчеркнет, что экономические войны имеют цену для всех, кто в них участвует…

Владислав Иноземцев, экономист, политолог