Posted 21 марта 2022,, 15:15

Published 21 марта 2022,, 15:15

Modified 1 февраля, 17:43

Updated 1 февраля, 17:43

Алексей Макаркин. Кто первый хлопнет дверью

21 марта 2022, 15:15

Складывается впечатление, что Россия и Запад соревнуются, кто именно хлопнет дверью, закрывая тот или иной аспект отношений. Так было с Советом Европы, где Россия успела подать заявление о выходе чуть раньше, чем было принято решение о ее исключении.

Так может произойти и с поставками российского урана в США. Вице-премьер правительства России Александр Новак допустил, что Россия может объявить эмбарго на эти поставки. Такая мера, по его словам, может быть ответом на отказ Соединенных Штатов от поставок российских энергоресурсов (8 марта президент США Джо Байден объявил о запрете импорта в страну российских энергоносителей, в частности, нефти и газа). Впрочем, Россия пока не спешит — терять рынок никому не хочется. Но в нынешней ситуации могут возобладать политические аргументы.

США вынуждены активно импортировать уран, в структуре их импорта 22% приходится на Канаду, еще 22% на Казахстан, 16% на Россию, 11% на Австралию, 8% на Узбекистан, 5% на Намибию. Доля самих США — менее 1%. А американские АЭС вырабатывают почти 20% электроэнергии США. Так что хотя 9 марта Bloomberg сообщил, что администрация США рассматривает возможность введения санкций против «Росатома», одного из крупнейших мировых производителей обогащенного урана, но окончательное решение на тот момент не было принято и не принято до сих пор. Слишком велики экономические риски.

Но инициативу в США стремятся перехватить республиканцы. Группа сенаторов от Республиканской партии еще до заявления Новака внесла законопроект о запрете импорта урана из России. Среди авторов этой инициативы — оба сенатора от главного «уранового» штата Вайоминг, Джон Баррассо и Синтия Ламмис. Баррассо пафосно заявил, что настало время навсегда исключить все российские энергоресурсы с американского рынка. А Ламмис, не скрывая своей роли регионального лоббиста, отметила, что Вайоминг имеет более чем достаточные запасы урана для восполнения его нехватки на рынке США после ввода такой меры.

Американские компании заявили, что готовы приступить к расконсервации урановой отрасли США при наличии гарантий спроса со стороны атомной энергетики. Вайоминг — «красный» штат (то есть голосующий за республиканцев), и расконсервация выгодна и партии, и законодателям — это новые инвестиции и рабочие места.

А администрация Байдена может столкнуться с двумя проблемами. Первая — что делать с экологической повесткой, важной именно для демократов (республиканские избиратели к ней относятся куда прохладнее). И вторая, еще более важная — что делать в переходный период, пока будет проходить расконсервация. Вся критика, в том числе и со стороны республиканцев (политика есть политика!), за возможные сбои обрушится именно на правящую партию.

Алексей Макаркин, политолог — для ТГ-канала Bunin & Co