Posted 22 марта 2022,, 15:15

Published 22 марта 2022,, 15:15

Modified 1 февраля, 17:44

Updated 1 февраля, 17:44

Павел Пряников. «Русским денег не надо»

22 марта 2022, 15:15

Правительство и ЦБ сейчас на опасной развилке. Что опаснее для экономики России: инфляция или безработица?

У каждой нации из исторического опыта возникают собственные долго живущие страхи.

У США это страх высокой безработицы после Великой депрессии. Потому там все аналитики до сих пор считают главным макроэкономическим индикатором именно показатель безработицы, постоянно следя за динамикой обратившихся за пособием (на втором месте — стратегические запасы нефти и нефтепродуктов, этот страх возник после энергетического кризиса 1973-74 годов).

В России же главный макроэкономический индикатор — уровень инфляции. Неинтересны число безработных и уровень стратегических запасов (которых либо нет, либо они никогда открыто не объявляются). Страх этот возник из 1990-х, когда в России бушевала гиперинфляция.

Второй российский страх — пустые полки в магазине. Дефициты простых продуктов два раза послужили одним из толчков крушения режимов, в 1917 и 1991 годах.

Потому, вероятно, оставлена на третий срок глава ЦБ Набиуллина — как специалист по борьбе с инфляцией. Да и в целом все правительство оставлено.

Борьба с инфляцией в России традиционно идет одним способом: зажимать благосостояние простолюдинов. Причем убиваются сразу две проблемы. Проще говоря: нет у пролов денег — и инфляция низкая, и полки магазинов заполнены (потому что товары не на что покупать).

Безработицу пока будут сдерживать способом, называемым на спецязыке «простоем», — т. е. бизнес какое-то время платит работникам за безделье. Но у нас же капитализм, причем жесточайший, уровня XIX века, и бизнес, да и государство, долго не будут спонсировать пролов. «Русским денег не надо» — остается одним из главных условий.
Так что скоро безработицу перестанут сдерживать.

Вот примерно на такое закладывался бы в 2022 году (что будет в 2023-м не возьмется никто прогнозировать; страна снова живет с чистого листа).

Павел Пряников, журналист