Posted 23 марта 2022,, 09:05

Published 23 марта 2022,, 09:05

Modified 1 февраля, 17:44

Updated 1 февраля, 17:44

Александр Ивахник. Сможет ли Европа отказаться от российской нефти?

23 марта 2022, 09:05

В преддверии запланированного на четверг-пятницу саммита Евросоюза с участием президента Байдена министры иностранных дел стран ЕС собрались в понедельник в Брюсселе, чтобы обсудить возможные новые санкции против России. Поскольку военные действия в Украине продолжаются и перспективы скорого заключения перемирия пока не просматриваются, в ЕС все громче звучат голоса относительно необходимости распространения санкций на энергетический сектор.

Для Европы, в отличие от США и Великобритании, которые уже ввели эмбарго на российские нефть и газ, это крайне болезненный вопрос. В 2021 году доля России в газовом импорте Евросоюза составляла 45%, в импорте сырой нефти — 27%, в импорте угля — 46%. Речи о санкционном отказе от российского газа в практическом плане не идет, поскольку в сжатые сроки заменить его нечем. А вот призывы к введению нефтяного эмбарго раздаются все активнее, причем не только со стороны Польши и стран Балтии, которые традиционно выступают наиболее решительными противниками Москвы. Так, министр иностранных дел Ирландии Саймон Ковни перед началом заседания в Брюсселе заявил: «Глядя на масштабы разрушений в Украине прямо сейчас, очень трудно обосновать, почему мы не должны двигаться в энергетический сектор, особенно по нефти и углю».

Однако согласие в этом вопросе отсутствует, и определяющей будет позиция крупнейших стран ЕС, особенно Германии, в энергопотреблении которой доля российского газа составляет 55%, угля — 52%, нефти — 34%. Германские власти настаивают, что запрет на импорт российских нефти и газа приведет к росту безработицы, бедности и перебоям с бензином.

Перед совещанием глав МИД в Брюсселе министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок, переступив через свои «зеленые» принципы, сказала репортерам: «Вопрос о нефтяном эмбарго — это не вопрос о том, хотим мы его или нет, а вопрос о том, насколько мы зависим от нефти. Германия импортирует много российской нефти, есть также другие члены ЕС, которые не могут прекратить импорт нефти со дня на день. Если бы мы могли, мы бы сделали это автоматически». Бербок добавила, что вместо этого ЕС должен целенаправленно работать над тем, чтобы снижать энергетическую зависимость от Москвы.

Похожую позицию занимают Италия и Нидерланды. А глава МИД Венгрии Петер Сийярто в понедельник прямо заявил: «Мы не поддержим санкции, которые могут представлять опасность для поставок энергоносителей в Венгрию».

Возможно, оппозицию нефтяным санкциям укрепила и прозвучавшая из Москвы угроза в случае введения нефтяного эмбарго перекрыть газовый экспорт в Европу.

Таким образом, похоже, что пока процесс введения новых санкций поставлен на паузу. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель после совещания в Брюсселе заявил журналистам: «Лидеры стран ЕС на саммите будут вновь рассматривать вопрос о том, что еще можно сделать в сфере санкций. Но я не думаю, что будет принято решение о новом пакете санкций».

Тем не менее Еврокомиссия все-таки готовит пятый пакет санкций. Триггером для его введения может послужить дальнейшее развитие драматических событий в Украине, которое серьезно усилит давление европейского общественного мнения на властные институты. Среди санкций, которые обсуждаются, — расширение санкционных списков, запрет на заход российских судов в европейские порты и отключение от системы SWIFT новых крупных банков, включая Сбербанк.

Александр Ивахник, политолог — для ТГ-канала Bunin & Co